Своим мнением о перспективах развития России в будущем поделился Аркадий Бабченко. Он полагает, что свержение действующего властного режима вряд ли возможно, но есть альтернативы, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Российский журналист и популярный блогер Аркадий Бабченко в публикации на своей странице в социальной сети Facebook пишет, что 6 лет назад он пытался изменить формат протестов на Болотной. Он убеждал соратников не уходить из центральной части города на окраину и объяснял, что несанкционированный митинг является не настолько страшным мероприятием, как кажется на первый взгляд.
Бабченко пытался объяснить, что противоречит логике процесса проведение протеста в согласованных заранее загонах. Подходящим местом для протестной активности он называл центральную часть города – Пушкинскую, Манежку, Площадь Революции или Тверскую улицу. Журналист убеждал протестующих в том, что для успешного достижения цели активистам следует продержаться всего несколько дней, но с кострами вместо шариков, после чего люди из регионов эшелонами поедут на площадь.
Единомышленникам журналист объяснял, что нельзя прекращать протест и проигрывать первый этап битвы, поскольку в противном случае реакция власти будет довольно жестокой. В ответ Бабченко называли провокатором, кровожадным человеком, оппоненты считали себя исключительно мирными протестующими. Тогда митингующие все-таки ушли в отведенный загон, вместе со своими шариками и лозунгами «мы здесь власть».
По прошествии 6 лет многие истины стали понятны рядовым россиянам. Теперь те же самые люди удивляются поддержке протеста большим количеством соотечественников и называют акции беспрецедентными. Через несколько лет многие россияне поняли, что выходить на несанкционированный митинг не так уж и страшно. Более того, выражение собственной воли и гражданского достоинства по ощущениям сильно отличается от унизительной акции с рамками металлодетекторов и конвоем. При выражении собственной воли можно совершенно по-другому смотреть друг другу в глаза.
Отмечает Бабченко, что завершение митинга принципиального значения не имеет. С силовым разгоном или без него протест одинаково ценен. Важно, что люди вышли на улицу, по собственной инициативе. Акция состоялась без предварительных упрашиваний и не в загоне. Россияне вышли туда, куда хотели, когда хотели, чтобы сказать то, что сказать хочется. Состоявшиеся митинги журналист называет ростком настоящего протеста и признается, что гордится соотечественниками.
Протест с Айфонами и уточками – это еще не Майдан.
По утверждению журналиста, выход людей на улицы является очень важным как перехват инициативы и навязывание властям своих правил игры. Состоявшийся протест является первым и очень важным шагом, но импульс может быть потерян без последующего движения в выбранном направлении. Эйфория, вызванная большим количеством протестующих и арестованных, является ощущением приятным, но ее нельзя считать результатом, скорее успехом, который нужно закреплять.
Следующим этапом, по мнению Бабченко, должно стать проведение настойчивого протеста. Протестующие не должны расходиться, отдавать своих или пропускать автозаки. Также протестующим следует жечь костры, выходить на улицы и сидеть на площадях, пока требования не будут выполнены. Суть требований при этом принципиального значения не имеет, как и протестные лозунги. Журналист полагает, что для начала нужно выходить с какими угодно требованиями, даже количество людей решающего значения не имеет. Важен первый шаг и последующее его отстаивание.
Подчеркивает журналист, что при желании достичь какой-то цели борьба неизбежна, драться одинаково придется. Понять эту простую истину россиянам придется, даже если для этого потребуется еще 6 лет. В любом случае достойной альтернативы у современных россиян нет. Очевидно, что сковырнуть диктатуру вряд ли возможно, но вполне реально отжимать у режима пространство, чтобы не дать развернуться на полную мощь. Оптимальным вариантом Бабченко называет постоянное давление россиян на свою власть для достижения целей.
Вместе с тем, прошедшие в российских городах протесты нельзя сравнивать с украинским Майданом. Повторением украинских событий протесты в России можно будет назвать в ситуации, когда в руках участников массовых акций вместо Айфонов будут дымовые шашки, вместо уточек автомобильные покрышки, а на следующий день родители выйдут поддержать своих детей. Тем не менее, состоявшиеся протесты можно называть шагом в эту сторону, который профукать никак нельзя.
В качестве выводов из недавней протестной активности Бабченко сформулировал следующие тезисы:
- Навальный становится полноценным федеральным политиком, весомой силой и лидером протеста. Для самого оппозиционера смена статуса вполне может оказаться не слишком хорошей новостью, поскольку в России не принято церемониться с теми, кто представляет собой силу и проблему;
- протестный потенциал в российском обществе есть и он не утерян. В настоящее время потенциал не настолько большой, как можно было ожидать, но все же он есть;
- активное ядро протестов, способное к действиям, не образовалось и это плохо;
- на все протесты власти по-прежнему не обращают внимания из-за отсутствия опасности для себя. В качестве реакции руководства страны можно ожидать закручивания гаек, ужесточения законодательства и усиления репрессий;
- состоявшиеся акции были протестами, а не санкционированным блеянием в стойле;
- демократически-либеральных вариантов развития событий немного – это Майдан с сомнительными перспективами или никак;
- накал страстей может опять уйти в свисток, поэтому надо выходить и дальше.