Как известно, в Москве 26 марта прошла массовая демонстрация протеста, в которой участвовало множество молодых людей. Некоторые СМИ из-за этого окрестили событие «восстанием школоты», которое может стать для Путина намного более опасной угрозой, чем полагают сейчас.
Как отмечает издание «Новое время», антиправительственный митинг представлял собой абсолютной новый формат на фоне такой же новой концептуальной идеи, что стало неожиданностью для властей, привыкших к стандартным схемам подобных мероприятий. Однако и оппозиция была не подготовлена к этому, и теперь, как и власти, пытается проанализировать новые реалии с тем, чтобы понять, что же произошло на самом деле.
По мнению экспертов, тот из лагерей, кто придет к верным выводам первым, получит стратегическое преимущество в политическом противостоянии в среднесрочной перспективе. Главное же, что предстоит осмыслить – неожиданное массовое появление на политической сцене нового игрока. Пожалуй, самого опасного для Кремля и непредсказуемого для оппозиции. Это – молодежь, активная и бесстрашная, парни и девушки, чей возраст не превышает 20 лет, а большинство из них и вовсе школьники.
В связи с митингом 26 марта дальнейший политический сценарий российской действительности неизбежно выводит на авансцену авторитетного лидера оппозиции с коррекцией тактических методов достижения ее целей. А все по одной простой причине: в России такого количества протестующих на улицах городов школьников и студентов еще никогда не было – по некоторым оценкам, доля тинейджеров в протестной акции составила около трети от всех ее участников.
Они не боятся и не убегают.
Благодаря множеству молодых людей, участвовавших в воскресном митинге, изменилось общее настроение всех протестующих. Например, средний класс (а это большинство митингующих), во многом уже разочарованный и уставший от нескончаемых разочарований, заметно взбодрился. В социальных сетях россияне писали о «совершенно ином настроении», говорили, что «возможно, начинается что-то серьезное», одним словом, явно прослеживается общий эмоциональный подъем.
В отличие от ранее проводившихся акций протеста, комментируют политологи журнала «Биржевой Лидер», митинг 26 марта показал готовность нового поколения к активным действиям. В стандартных митингах уже стало привычной всем традицией арест полицией Алексея Навального, оттесняемого от коллег омоновцами и доставляемого в автозак, после чего участники митинга несколько минут скандируют «Позор» и идут дальше.
Но на этот раз было по-другому, то, чего никто не ожидал, в том числе и правоохранительные органы. Митингующие, подавляющую часть которых составляли молодые люди, вынесли на середину дороги легковой автомобиль, не давая автозаку с Навальным двигаться. Сначала полиция была в недоумении. Но делать что-то надо было. Выстроившись «свиньей», с огромным трудом «стражи закона» все же очистили путь для автозака.
Но это для властей было только цветочками. «Ягодки проросли» на Пушкинской площади, где митингующие сделали невиданное и неслыханное даже для оппозиции: впервые в российских акциях протеста люди сооружали баррикаду. Пускай она была хилой и без труда разрушилась омоновцами, но сам факт ее возведения говорит о многом.
А дальше – больше. Все знают, что во время митингов полицейские привыкли не отвечать за свои порой жесткие и неправомерные действия. Тактика запугивания (видимо, научились у белорусских коллег, днем ранее посмотрев на работу минского ОМОНа) особенно удалась в так называемом «Болотном деле», по которому граждан хватали и отправляли за решетку лишь за то, что те пытались прикрыться от нападающего на них с дубинками ОМОНа.
Но 26 марта молодежь оказала серьезное сопротивление полицейским, иногда доходило до настоящих сражений, в результате которых были пострадавшие, в том числе отправившийся в реанимацию омоновец. В настоящее время по факту покушения на его жизнь возбуждено уголовное дело в отношении подозреваемого – молодого человека 1999 года рождения. С показаний омоновца выходит, что началось все с того, что демонстранты «стали жутко себя вести, не подчиняться».
Но никаких уголовных и даже административных дел против вооруженных дубинками, хорошо обученных омоновцев, избивавших молодежь и грубо заталкивавших в автозаки, не было. Да и не будет. Несмотря на то, что некоторым, кого «космонавты» с заломленными руками вели к спецтехнике, было всего 14-15 лет.
Интересен и вот еще какой факт. После того, когда взрослые участники митинга разошлись, молодые люди направились в переулки и на Манежную площадь, соседствующую с Кремлем, где пытались продолжить акцию протеста. Полицейские хватали школьников и студентов, отправляя их в переполненные отделения. В итоге среди всех задержанных большую часть составили именно тинейджеры.
Бунт российских тинейжеров: случайность или закономерность?
Стоит ли говорить, что новое поколение, представленное активными молодыми людьми, не расставалась со смартфонами, записывая на видео, фотографируя и сразу же выкладывая отснятый материал с места событий в социальные сети. Даже в автозаках, попав в которые, они не унывали, как более старшие люди, а гордились этим – своим приключением.
И это может стать серьезной проблемой для властей. Ведь молодые люди в отличие от среднего класса не боятся. Им даже нравится противостоять системе, построенной на лжи, репрессиях, беззаконии, коррупции, лицемерии. И для них протест не является вынужденной необходимостью, как для оппозиционеров старшего поколения, это способ показать себя, свою смелость, решительность и целеустремленность к достижению поставленных целей. И это у них, судя по отзывам и комментариям в социальных сетях, получается. Они уже стали героями для своих сверстников.
Стоит сказать, что молодежь, участвовавшая в митинге, категорически не приемлет не только «зомбоящик», но и разных умных экспертов и «лидеров мнений» в Facebook или Twitter. У них своя – третья (не провластная и не оппозиционная) коммуникационная среда, о которой не многие знают.
Российский журналист Кирилл Мартынов в одном из материалов для «Новой Газеты» назвал ее «Интернет-2». В основном это группы «Вконтакте» и закрытые мессенджеры и сообщества – для своих. У них – собственная культура, представленная развитой коммуникационной экосистемой, существующей по ее собственным законам и системе ценностей и интересов.
Кирилл Мартынов пишет, что представители «Интернет-2» оказались «выброшенными из российской системы политических и экономических отношений», то есть они не принадлежат ни власти, ни оппозиции. Им не страшны угрозы возвращения «лихих 90-х», поскольку они тогда еще не родились. Именно поэтому их нельзя убедить, что «Путин спас Россию». Распад СССР, в отличие от главного российского разведчика и иже с ним стоящими, для них не является «главной геополитической катастрофой XX века».
Одним словом, их сознание лишено советских стереатипов и псевдопатриотческой эйфории, поддерживаемой попсовиками России всех мастей. Но ни «звезды» эстрады, ни пропутинские молодежные патриотические организации, ни соловьевы с киселевыми, ни кто-либо еще не может убедить тинейджеров в том, что Владимир Путин «поднял Россию с колен».
А вот почему их страна воюет с Украиной, какого ежика она забыла в Сирии – им бы хотелось знать. Только не ложь, а правду. Правду, не доступную по российскому ТВ, но обсуждаемую в Интернет-2, правду, снятую молодежью на 26 марта, правду, которую пытаются цементировать ностальгией по «20 копеек за колбасу» в СССР. Все это вызывает у подростков смех и «стебы» с системы. А поскольку они все же молодые люди, то чувство протеста натуральным образом также возникает. Как естественная реакция на потоки бессовестной лжи и лицемерия, с которой они не хотят примеряться.
Кроме прочего, большинству молодежи поколения «Интернета-2» нечего терять. У них, как и у их родителей, нет денег в связи с экономическим кризисом в России, нет перспектив для нормальной жизни, поскольку Россия представляет собой огромный феодально-кастовый режим, нет социального статуса… На этом фоне «выйти в люди», заявить о себе они могут с помощью блогов, фото и видеоконтента. Но для этого нужны интересные, «цепляющие» темы. Митинги – то, что нужно.
Алексей Навальный – «свой в доску».
Что касается Алексея Навального, которого Путин лишь один раз назвал по имени (и было это в 2013 году подчас интервью американскому журналисту, которого, кстати, арестовали на митинге 26 марта, по словам одного из омоновцев, «вероятно, за убийство Кеннеди»), то он получил 15 суток. Привычно.
Но дело здесь в другом. Эксперты отмечают, что лидер российской оппозиции сумел сделать то, чего после Бориса Ельцина никому не удавалось – вывести на улицы не только представителей оппозиции, но и простой народ. Именно благодаря его проницательности и пониманию глубинных политико-экономических процессов сегодняшней России на улицы также вышла и молодежь. Люди, которые ничего не боятся. Люди активные и целеустремленные. Люди, которые хотят жить в стране, где слова «закон», «справедливость», «равные возможности» – что-то все же значат. Для всех, а не для коррумпированных чиновников, «слуг народа».
Для них Алексей Навальный с его чувством юмора, готовностью посмеяться над собой, желанием помочь, исходя из имеющихся возможностей, предельно открытый и откровенный, стал «своим в доску». Он не манипулирует людьми, как «ораторы» Кремля с одной лишь целью превознести в глазах окружающих единственного достойного лидера Путина, он слушает людей, в частности, молодежь, он ведет с ними беседу как равный с равными, и их проблемы, желания, стремления воспринимает как собственные.
Вот именно этого надо молодежи России. Но только один Навальный дает то, что она хочет. Конечно, молодые люди по-разному к нему относятся, так и должно быть. Но абсолютное большинство из них отмечает, что Навальный «говорит на понятном для них языке» и «все выкладывает в YouTube». Именно на этом видеопортале они посмотрели фильм Навального о «простой жизни» премьер-министра Дмитрия Медведева во дворцах, на яхтах, в окружении собственных виноградников. Там же они увидели призывы выйти на улицы против «Димона». А также много других не менее интересных для молодежи материалов.
Поэтому 26 марта 2017 года множество российских школьников и студентов приняло участие в акции протеста в поддержку Лёхи, как они называют Алексея Навального.