Своим мнением о террористических актах в метро Санкт-Петербурга поделился Павел Казарин. Он утверждает, что трагическое событие подрывает остатки социального договора, действующего много лет, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В своей публикации обозреватель Павел Казарин пишет, что взрывы в питерском метро стали причиной не только гибели людей и получения ими травм разной степени тяжести. Подобные события оказывают влияние на российское общество. Вместе со смертями людей подрываются остатки социального договора. Подписание условного договора состоялось в первое время пребывания при власти президента Путина.
По утверждению журналиста, в середине 90-х годов довольно распространенной страшилкой в Крыму была чеченская война. Обывателей пугали преимущественно перед выборами, когда старшее поколение крымчан готовилось привычно стройными рядами идти на участки для голосования, чтобы отдать свой голос в поддержку каких-нибудь коммунистов. Перед выборами на подъезды крымских домов клеили агитки. На одних плакатах было написано, что «Грач – птица российская», на других связывали победу пророссийских партий на выборах с последующими командировками на Северный Кавказ для призывников из Крыма.
В любом случае руководителю крымских коммунистов Леониду Грачу страшилки никак не мешали оставаться популярным на полуострове политиком регионального уровня. Сдавать позиции он начнет в «нулевых», когда его лозунги успеют всем надоесть, большая часть электората состарится, а роль главной пророссийской политической силы перейдет к Партии регионов. Однако в 90-х годах Грач обладал монопольным правом на обещания. Одним из обещаний политика было и строительство моста через Керченский пролив.
Есть некая злая ирония в том, что обещания Грача и его оппонентов сбылись. Сейчас мост через Керченский пролив устроится, крымчане служат на Северном Кавказе, а над полуостровом реют российские триколоры. Проблема заключается только в том, что политик Леонид Грач до теперешней ситуации не дожил. С интересом наблюдает за происходящим Грач в статусе пенсионера, коммунист оказался не нужен России, которую призывал любить много лет пребывания на крымском политическом Олимпе.
Однако вместо прежних обещаний в жизни крымчан теперь появилась новая составляющая, малоизвестная ранее грань реальности – теракты. Перманентно существует эта составляющая в реальности постсоветской России. До недавнего времени в постсоветской Украине события подобного рода не происходили.
Долгое время медианного российского обывателя методично приучали считать украинцев главными врагами. Даже сейчас пользователи социальных сетей призывают искать во взрывах питерского метро «киевский след». На Кавказе в настоящее время главным ньюсмейкером является Рамзан Кадыров, хотя несколько лет назад при описании событий в Чечне чаще всего звучали другие имена. В прежней реальности с именами были и террористы, и теракты. Сейчас ситуация кардинально поменялась.
Достаток и безопасность больше не гарантируются.
Взрывы в питерском метро показывают, что времена настали другие, анонимными могут быть и террористы, и теракты. Теперь виновником гибели людей является нечто аморфное, лишенное конкретики. Неопределенность лишь ухудшает ситуацию, поскольку трудно сказать, чего ожидать в будущем от инициатора терактов. Произошедшие перемены являются для российского общества свидетельством необходимости пересмотра социального договора.
Главными составляющими социального контракта Кремля с населением России долгое время были достаток и безопасность. В обмен на эти ценности и стабильность большинство граждан согласилось на ограничение своих политических свобод. Власть одержала победу во второй чеченской войне, обеспечила население дешевыми кредитами и возможностью отдыхать на заграничных курортах.
На следующем этапе Москва переписала контракт, ситуация изменилась не в лучшую сторону после аннексии Крыма. Из контракта убран пункт о благосостоянии, которое заменили рассказами о государственном величии. До недавнего времени пункт о безопасности оставался неприкосновенным.
Постепенно стабильность стала главной и самой весомой гирей, которую власть клала на чашу весов. На второй чаше неизменно находились политический застой и коррупция, цензура и пропаганда, закручивание гаек с военными авантюрами. Почти легендарная предсказуемость перевешивала все остальные издержки и служила их оправданием. В свое время крымчан даже убеждали в том, что смена флагов на полуострове для рядового населения означает переход от украинской динамичности в российскую монументальность.
Теракты в питерской подземке унесли с собой не только жизнь и здоровье российских граждан. Трагедия подорвала остатки социального договора, составленного в ранние годы пребывания при власти Владимира Путина. Теракты вернули на повестку дня многие вопросы, которые казались навсегда закрытыми после начала господства в Чечне клана Кадыровых. Вновь актуальным стал вопрос о том, смогла ли Россия договориться о самой себе.
Повторно спрашивают себя россияне о том, одинаково ли страна видит свое будущее и насколько способна жить в дальнейшем под одной государственной крышей. Трудно сказать однозначно, как далеко готовы зайти люди, несогласные с нынешним статус-кво. Казарин убежден, что так долго Москва рассказывала самой себе о наличии в Украине гражданской войны, что сумела забыть о гражданской войне, которую ведет постоянно на своей территории. Речь идет о той войне, которую Москва считала выигранной, но сейчас это самое противостояние продолжает уносить жизни российских граждан.