От того, что российские чиновники поддерживают «отечественного производителя», страдает «отечественный потребитель», - сообщает в своей статье на страницах РБК Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. Особенно это заметно на примере фармацевтического рынка в России.
Путин рекламирует вредные лекарства.
По мнению Владислава Иноземцева, политика российских властей в области медицины и фармакологии осуществляется исключительно в интересах монополий и ведет к значительному увеличению смертности в России.
Так называемая оптимизация, проводимая в РФ с 2000 года, за первые 15 лет привели к закрытию 5,3 тыс. из 10,7 тыс. больниц. Сократилось и число медицинских работников. При этом качество подготовки врачей и медперсонала среднего звена с каждым годом ухудшается.
В то же время аптеки продают все больше бесполезных и даже вредных лекарственных препаратов. Недавно детский омбутсмен РФ Анна Кузнецова предложила отказаться от Манту как от способа диагностики туберкулеза и заменить ее препаратом Диаскинтест. Для экспертов стало очевидно, что такое решение привело бы к значительному увеличению доходов фармимперии, принадлежащей Виктору Харитонину. Именно она поставляет большинство медикаментов, закупаемых государством. Иноземцев обращает внимание на то, что предложенная замена Манту не используется ни в одной стране мира.
По словам эксперта, в развитых странах без рецепта продается в среднем 28% лекарств. В России – 70%. Это не случайно, считает он. Ведь привычка покупать лекарства по рекламе из телевизора – самый легкий способ предложить гражданам сомнительные препараты по высоким ценам. Большинство таких препаратов даже не прошли полноценных испытаний. Их опробовали по дозволенному в РФ так называемому ограниченному циклу в сжатые сроки.
Характерный пример таких препаратов – Арбидол, который в 2010 году продвигал на рынок сам Владимир Путин. Лекарство разработано в СССР еще в 70-х годах и сильно устарело. Заказчиком тогда выступало Минобороны, а это ведомство традиционно мало интересуется побочными влияниями. А препарат настолько плох, что его отказались регистрировать даже в Украине, где государство «играет в те же игры». В России же с легкой руки ее президента в последующие два года Арбидол побил все рекорды продаж.
Еще один пример – Актовегин, который также активно продается в России, но запрещен в США и Евросоюзе. Его также изобрели советские фармацевты в начале 90-х. А в 80 годах они же разработали Анаферон, которого за пределы СНГ еще не было продано ни одной упаковки. В России же он занимает 15 место по объемам реализации.
Наконец, легендарный Эссенциале – лидер продаж в России за последнее десятилетие. В США еще 14 лет назад точно установили, что никаких положительных влияний на организм человека он не обеспечивает, печень не лечит, а наоборот, обладает рядом противопоказаний для больных.
В российских аптеках сегодня такой ассортимент лекарств, о котором не слышали фармацевты ни в Европе, ни в Америке, ни в странах Азии и Африки, утверждает Иноземцев. Причем, наблюдается тенденция: чем больше объемы продаж, тем сомнительнее лекарство.
Монополии российского фармрынка могут поспорить с «Газпромом».
Почему в лекарственной сфере творится такое безобразие легко понять, когда узнаешь о баснословных доходах компаний-производителей и продавцов. Большинство из них принадлежат ограниченному кругу олигархов и замыкаются непосредственно на центральную власть. О реальных наценках судить сложно, однако они очень велики, считают эксперты.
Огромен и объем рынка. Только в прошлом году лекарств в России продано на 772 млрд. долларов США. Абсолютное большинство препаратов, производимых в России, в лучшем случае закупают страны СНГ. Далее их запрещают или от них вежливо отказываются как от бесполезных. Таким образом, львиная доля прибыли создается именно больными российскими гражданами.
По оценкам аналитиков, как минимум до 2020 года фармрынок России будет расти на 5,8-6,6 % в год. Так что в ближайшее время ситуация станет еще хуже, чем сейчас. А сегодня, по словам Иноземцева, только 11,5 % выпущенных в России препаратов действительно от чего-то лечат.
Самое ужасное, говорит эксперт, что основное внимание российской фармацевтики сосредоточено на четырех наиболее уязвимых сферах: онкология, гепатит, диабет, а также артрит, склероз и прочие распространенные заболевания вплоть до болезни Альцгеймера. Лекарства, предлагаемые больным, дороги. Как правило, в аптеках можно найти только препараты российского производства. Однако, за редким исключением, ни один из них не лечит болезни как надо.
Часто слышны нарекания на недостаток финансирования. Действительно, Россия тратит на закупку лекарств вдесятеро меньше, чем США, отмечает Иноземцев. Но не в этом главная проблема. Главное, что деньги тратятся впустую на препараты, которые мало помогают больным, а иногда и усугубляют их состояние. Дошло до того, что при онкологии в последней стадии назначают недействующие обезболивающие, что привело к увеличению числа самоубийств среди безнадежно больных. Но вряд ли такие проблемы интересуют российскую власть.