Стратегии власти и оппозиции в рамках предстоящих президентских выборов в России прокомментировал Марат Гельман. Он утверждает, что в борьбе против действующего главы государства оппозиции следует использовать стратегию айкидо, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Известный галерист, в прошлом работавший политтехнологом Марат Гельман, несколько лет назад покинул Россию через ухудшение атмосферы в стране. Сейчас он проживает в Черногории и со стороны оценивает развитие российской ситуации в динамике. При общении с Жанной Немцовой как специалист по политтехнологиям, Гельман указал на оптимальную стратегию оппозиционеров для борьбы с действующим российским режимом.
Некоторые аналитики полагают, что оппозиционерам следует сосредоточить усилия на дискредитации власти в преддверии выборов. С этой точкой зрения Марат Гельман не соглашается. Он объясняет, что дискредитация в современной ситуации является уделом властных политтехнологов, которые не могут воспользоваться правдой, самым сильным из возможных инструментов. Дискредитацию власти эксперт считает неподходящим инструментом для теперешних оппозиционеров.
По мнению Гельмана, ситуацию в современной России необходимо рассматривать как события с участием нескольких фигурантов. В числе фигурантов можно назвать власть, оппозиционера Навального, и лояльную к власти оппозицию. Очевидно, что самым сильным из всех фигурантов является власть, поэтому для борьбы лучше всего использовать стратегию айкидо. Такой подход оптимален в случае, когда ведется противоборство с противником, намного превосходящим по силе. Суть стратегии заключается в использовании силы противника.
Объясняет Герман, что оппозиционерам нужно сделать так, чтобы власть выбрала их главным оппонентом, только так они могут стать сильными. По убеждению эксперта, только администрации президента под силу разрушить Путина. Оппозиционеры должны стать инструментом и своеобразным зеркалом. Вместе с тем, в борьбе Навального против коррупции политтехнолог видит ряд негативных моментов.
Основным минусом деятельности активистов Гельман называет то, что гнев в отношении коррупционеров легко может трансформироваться ненависть к богатым, очень опасное чувство. На сегодняшнем этапе российское общество может возмущаться ворованным мерседесами, недвижимостью и другими предметами роскоши, в дальнейшем ситуация может измениться «борьбой всех против всех».
Без надлежащего внимания к возможным переменам в настроении общества, по утверждению Гельмана, ненависть к богатым в дальнейшем может стать проблемой для самого Навального. Кроме того, кампания оппозиционера против коррупции заставляет власть пытаться играть на опережение. При попытках борьбы против коррупции власть будет пилить сук, на котором сама же долгое время сидит.
Коррупция выступает основой существования государства при распределительной системе.
Гельман убежден, что российский президент воспринимает коррупцию как болезнь на теле его власти. Вполне возможно, что президент решит самостоятельно бороться против коррупционных проявлений. Однако проблема заключается в том, что коррупция является частью властного организма. В свое время российский социолог и профессор Высшей школы экономики Симон Кордонский очень точно определил значение коррупции для современного государства. Ключевым элементом социолог назвал наличие в стране распределительной системы (нефтяная рента распределяется через государство).
Основой богатства стран такого типа являются именно рента, а не подоходные налоги. В такой ситуации коррупция становится обязательным элементом существования государственной системы. С помощью коррупционных механизмов легче всего распределяется рента. Поэтому борьба с коррупцией являются угрозой для системы власти. Гельман констатирует, что, взявшись за борьбу с коррупцией, власть может и сама себя каким-то образом скушать.
Говоря об изменениях в России и искусстве страны после завершение путинской эпохи, Гельман обращает внимание на то, что сейчас среди художников распространенным явлением стала дифференциация в соответствии с политическими взглядами. Поэтому важным моментом эксперт называет создание единой культурной среды, существовавшей в России до Мединского. При теперешнем министре художников начали делить на своих и чужих, разрешенных и запрещенных.
Обязательным для возрождения российской культуры галерист называет восстановление всех международных связей, оборванных на данном этапе. Гельман убежден, что Россия должна вновь стать максимально интернациональной художественной средой. Для этого нужно решить ряд вопросов, которые сейчас не решаются через проблемы с политикой и экономикой, одной из них являются трудности в отношениях с украинцами.
В современной ситуации, сложившийся в отношениях между жителями соседних стран, Гельман констатирует проявление абсолютного конформизма российской художественной среды. Творческие люди из России выбрали для себя стратегию невмешательства. Выбор в эту пользу галерист считает печальным, но признает, что такая позиция является комфортной для людей, добровольно отстранивших себя от принятия решения. Необходимым Гельман называет отказ от удобной стратегии невмешательства для изменения ситуации.