После кратковременного периода оживления экономической деятельности в России ее экономика сползает снова в стагнацию из-за укрепившегося рубля. Об этом 3 мая сообщает «Газета.ru».
По крайней мере, так считают специалисты в «Центре развития» Высшей школы экономики.
Они указывают на то, что лишь в марте эффективный реальный курс рубля подрос на 8,8%. Бизнесмены же пока не очень активно наращивают импорт различного оборудования и продолжают держать «паузу в инвестициях».
В соответствии с данными Росстата, объем выпуска промышленной продукции в ходе первого квартала текущего года вырос только на 0,1% в сравнении с первым кварталом 2016 года (за минувший год в целом рост российского промпроизводства выразился в 1,3%). Эксперты редакции «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» к аутсайдерам среди промышленных секторов относят производителей электрооборудования, оптики, компьютеров, сигарет, оборудования для транспорта. В аутсайдерах и металлургия Российской Федерации.
В частности, за первый квартал 2017-го года объем производства транспортных механизмов и средств упал на 9%.
Электронной и оптической продукции за тот же период произведено на 7% меньше, а полиграфических изделий – на 8%.
Показатель индекса PMI, отражающего общее положение дел на рынке в обрабатывающем производстве, по результатам апреля понизился до 50,8 балла. В марте он составлял 52,4 балла.
Деловое ожидание касательно увеличения производственных объемов в ближайший год существенно снизились до минимального с января прошлого года. Что касается индекса делового ожидания, то он указал на максимально низкое значение в течение 28 месяцев. Оптимизм в апреле был также меньше за свой средний исторический уровень.
При этом основная вина за такую слабую статистику в промышленности экспертами в «Центре развития» возлагается на мощно укрепившийся российский рубль. В сравнении с первым кварталом минувшего года рублевый курс увеличился примерно на треть.
Банк по международным расчетам (BIS) утверждает, что РФ в марте этого года сделалась одним из реальных лидеров в международном рейтинге по росту валютного эффективного курса. Сопоставимые с Россией подросшие курсы валюты отмечались в Южной Африке. В марте, например, курс денежной единицы Российской Федерации подрос на 8,8%, тогда как за это же время в Южной Африке национальная ее валюта смогла прибавить 9,2%.
Согласно пояснениям заместителя директора «Центра развития» Валерия Миронова, Южная Африка и Россия являются странами-экспортерами сырья, и по этой причине логично наблюдать у них почти одинаковый темп укрепления курса их нацвалют. Хотя Южная Африка экспортирует не нефть, а иные продукты, динамика все равно, дескать, наблюдается похожая.
Текущую коньюктуру в промышленности России некоторые экономисты определяют как «позитивную стагнацию», особенно на фоне подорожания валюты Венесуэлы за март на 616,3%. Но с учетом кризиса в этом южноамериканском государстве, сравнение динамики венесуэльских боливаров с другими национальными валютами вряд ли корректно.
При этом промышленность Российской Федерации не может использовать положительные моменты, связанные с укреплением рубля. К примеру, увеличение импортирования оборудования не заметно почти.
Впрочем, в ближайшие недели и месяцы экспертное сообщество надееется на процесс отскока рубля, а это должно оказать помощь промышленности России.
Бывшим министром финансов РФ Алексеем Кудриным, возглавляющим ныне Центр по стратегическим разработкам (ЦСР), сделано заявление, что с сохранении нефтяных текущих котировок ожидается понижение рублевого курса. Мол, нынешняя цена на нефть немножко рубль ослабит примерно до показателя в 60 рублей за американский доллар или чуть более.
Руководитель дирекции торговли акциями «Глобал Маркет БКС» Олег Ачкасов придерживается мнения, что промышленность РФ нуждается не столько в слабом рубле, сколько в стабильном – в диапазоне от 55 до 65 за доллар США. Однако и сам по себе не поможет стабильный российский рубль промышленности России выйти на устойчивые траектории роста, ведь бизнес держит пока состояние «инвестиционной паузы», несмотря на рост своей прибыли.
Так, в соответствии с данными Росстата, объем инвестиций в капитал основной в прошлом году упал на 0,9%, а финансовый сальдированный результат (прибыли минус понесенные убытки) компаний Российской Федерации (без субъектов в малом предпринимательстве, страховых фирм, банков, муниципальных и государственных учреждений) увеличился на 37,9% и в плюсе составил 11,6 трлн. руб.
Согласно недавним опросам Росстата руководители предприятий в числе факторов, сдерживающих производственный рост, называли неопределенность с экономической ситуацией, недостаточно выраженный спрос на ту или иную продукцию внутреннего рынка и высокое налогообложение. Устранить же данные факторы не удастся никаким ослаблением рубля.
Со слов доцента МГИМО Алексея Михеева, жизненно необходимо как можно скорее стимулировать проявление деловой активности. Мол, инвестиционные вложения фирм из cash-flow в ходе последнего времени несколько подросли. Говорит это якобы о том, что сообщество предпринимателей продолжает сохранять веру в возможность позитивных изменений. Поэтому как бы критически очень важно, чтобы деятельность властей соответствовала таким ожиданиям.