Массовая истерия российских СМИ стала привычным для всего мира явлением. Бесконечные новостные фейки, ток-шоу с «экспертами», обиженных на США, но при этом имеющих там особняки с яхтами, учащих в престижных иностранных учебных заведениях своих детей, держащих на счетах «враждебных России» банков немалые сбережения, показы нападений Запада на «русский мир» – такое оно, «лицо» современной прессы России.
Несет ли агрессия масс-медиа РФ реальную угрозу Западу? Как США и Европа реагируют на «разоблачения» соловьевых и подобным им «правдорубам»? Обо всем этом издание LIGA.net предлагает узнать от автора концепции «мягкой силы», экс главы Национального совета разведывательных служб США, профессора Гарвардского Университета Джозефа Ная.
Что такое «мягкая сила»?
По словам эксперта, не удивляет то, что Россия вмешалась в выборы президента США в прошлом году, а в этом ее подозревают в попытке еще одного взлома – серверов избирательного штаба выигравшего президентские выборы во Франции Эммануэля Макрона.
Не удивляет, если вспомнить неправильное понимание Путиным понятия «мягкая сила», обращает внимание господин Най. Пять лет назад накануне своего переизбрания президент России заявил, что «мягкая сила - это комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия».
Для Кремля «мягкой силой» со стороны США являются цветные революции или Арабская весна как новая форма гибридного оружия. Поэтому идея «мягкой силы» вошла в Концепцию внешней политики России в 2013 году, а в марте прошлого года начальник Генерального штаба РФ Валерий Герасимов заявил, что Россия отныне будет отвечать на подобные внешние угрозы «аналогичными гибридными методами».
Так что же такое в действительности «мягкая сила»? Профессор объясняет:
– «Мягкая сила» – это способность получить то, что вы хотите, благодаря привлекательности и убеждению, а не угрозами применения насилия или материальной заинтересованностью.
Специалист отмечает, что сама по себе «мягкая сила» не может быть ни плохой, ни хорошей. Все зависит от того, какие цели преследовались, какие средства использовались, и какие последствия были в результате совершенных действий. При этом манипулирование сознанием далеко не всегда лучше манипулирования оружием. Пример тому Усама бен Ладен – он не угрожал и не платил своим людям за то, что было совершено в сентябре 2001 года. Они пошли на это, потому что его идеи для них были привлекательны.
Это – наиболее яркий пример использования «мягкой милы» привлекательности ради достижения античеловеческих целей. На протяжении многих лет государства тратят миллиарды на публичную дипломатию посредством СМИ (как телевизионных, так и печатных и Интернет-ресурсов), пытаясь получить конкурентное преимущество в глазах массового обывателя. В свое время инструменты «мягкой силы» План Маршалла и «Голос Америки» значительно повлияли на исход «холодной войны».
Идеология русской «мягкой силы».
Джозеф Най отмечает, что после «холодной войны» российские власти, решив, что расширение Евросоюза с НАТО, а также продвижение Западом демократии имеют целью изолировать Россию, попытались сотворить собственную «мягкую силу». Ее идеология была сформирована на основе «традиционализма, государственного суверенитета, национальной эксклюзивности».
Кто воспринял российский вариант «мягкой силы»? Профессор называет такие страны, как Венгрия, чей премьер-министр Виктор Орбан расхвалил «нелиберальную демократию». Кроме того, ее поддержали диаспоры, проживающие в приграничных с Россией государствах, обедневшие страны Центральной Азии, а также некоторые ультраправые движения в Западной Европе.
Кремль пошел дальше и попытался использовать «отрицательную мягкую силу» – агрессивно воздействовать на сознание людей с целью ослабления позиций своих противников и снижения привлекательности их ценностей, нивелируя тем самым их «мягкую силу».
С этой точки зрения и имеющимся данным можно говорить о том, что когда Россия вмешалась в президентские выборы в США, ее целью было дискредитация американской демократии в целом. Избрание Трампа, который постоянно хвалил Путина, «стало бонусом». Еще одной целью вмешательства Москвы во внутренние дела государств с европейской демократией является попытка снижения привлекательности НАТО – «жесткой силы» Запада, как эту организацию воспринимают в России. То есть, угрозы для Кремля.
– В XIX веке исход борьбы за гегемонию в Европе зависел главным образом от того, чье именно оружие побеждало; а сегодня этот исход зависит еще и от того, чья интерпретация событий побеждает, – говорит эксперт
Фейки, тролли, боты – информационное оружие России.
В сегодняшнем мире эфирное вещание, которое даже для сторонников режима выглядит пропагандой, теряет доверие, а вместе с ним аудиторию, что не позволяет создать влияющую на нее «мягкую силу». На смену приходит личное общение, например, программы международного обмена между студентами и представителями различных молодежных движений.
В настоящее время такого рода личные контакты «перекочевали» в социальные сети, где друзья находятся в один клик, при этом можно создать липовых друзей, тиражировать фейковые новости, а для массового потока таких новостей можно использовать оплаченных троллей либо боты. Россия все эти варианты давно взяла на вооружение и, как свое телевидение, развивает их в одной единственной плоскости – Запад – это зло, вокруг враги, все должны объединиться и встать на защиту Родины и «русского мира».
Интернет-технологии позволили сделать информационную войну более дешевой, быстрой и эффективной. При этом все эти фейки труднее разоблачать, а отрицать, наоборот, становится легче. Отчасти, считает Джозеф Най, российская информационная война оказалась успешной, ведь было оказано реальное влияние на выборы президента США. Но с точки зрения «мягкой силы» она оказалась провальной.
Согласно рейтингу британской компании Portland Consultancy, в тридцатке стран по размеру «мягкой силы» Россия занимает 27 позицию. В прошлом году исследования сотрудников финского Института международных отношений показали, что пропаганда России не повлияла на ведущие СМИ США и Европы, кроме того, не привела она даже к малейшим изменениям в политике. А по данным опроса Chicago Council on Global Affairs, популярность России среди граждан США достигла низшего с 1986 года («холодная война» еще продолжалась) уровня.
Джозеф Най считает, что Франция избежала участи США благодаря грамотной позиции по отношению к потокам лжи со стороны российских СМИ. Макрон не стал реагировать на все это, отстранившись от бесконечных провокаций. Поэтому «участники европейских выборов в 2017 году могут выиграть, воспользовавшись этим же приемом», – резюмировал эксперт.