По словам Ивана Преображенского, кандидата политических наук и эксперта по странам Центральной и Восточной Европы, российская молодежь, из-за деградации общественного образования, все больше стремиться попасть в европейские ВУЗы. Более детально мнение Преображенского о том, что российскую молодежь выталкивает в зарубежные ВУЗы деградация отечественного образования, изучали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Иван Преображенский в статье, опубликованной интернет-сайтом Deutsche Welle, отмечает, что 10 мая в Праге подписали меморандум, на основании которого будет создан научно-исследовательский центр, который будет заниматься анализом процессов, идущих в России – как в государстве в целом, так и в российском обществе. Соорганизаторами научно-исследовательского центра стали "Фонд Бориса Немцова" и Институт восточноевропейских исследований философского факультета Карлова университета. Цели нового центра не политические, а академические, тем не менее, назван он будет в честь убитого Немцова.
Первый вопрос, который возникает после сообщения о создании в столице Чехии Центра Бориса Немцова – почему его нельзя было открыть в Российской Федерации, например, в ВШЭ, где работает Елена Лукьянова, известный юрист, получившая приглашение стать куратором исследовательского проекта в данном центре? Открыть такой центр можно было бы и в МГУ. Изучением России в настоящее время занимаются многие структуры, находящиеся за пределами страны, а также сотни организаций и институтов, расположенных на территории РФ. Речь, конечно же, идет не о каких-то тайных шпионских центрах, а, например, об Институте социологии РАН, или Росстате.
Вполне возможно, что создание в России такого центра – это действительно вполне реальный вариант – как минимум в теории. Ведь в стране до сих пор существуют правозащитные организации, несмотря на усиливающееся давление со стороны власти. Кроме того, в РФ также есть и относительно независимая социология. Но чисто психологически очень сложно представить себе учреждение в Москве Центра Бориса Немцова. Например, потому, что этот политик был убит в самом сердце России – прямо напротив Кремля, да и расследование данного преступления так и не доведено до логического завершения. Более того – регулярно разоряют даже народный мемориал на месте гибели Немцова.
Высшее образование в России никогда не было полностью свободным от политики – Преображенский.
Помимо этого, существует и еще одна проблема. В России высшее образование полностью свободным от политики никогда не было. Поэтому если в стране открыть независимый академический центр, то либо директора потом обвинят в экстремистской деятельности, как это уже было с Библиотекой украинской литературы в Москве, либо центр просто закроет пожарная инспекция. Кремлевские тролли, конечно же, начнут заявлять, что такого рода центры создаются с единственной целью – развалить Россию. Мол, это все – аналитики из ЦРУ, подготовка "цветных революций", и промывание мозгов студентам. Такие рассказы все, наверное, слышали уже неоднократно – именно для этого Кремль и оплачивает работу троллей.
Однако хочется также и всерьез обсудить причины появления такого рода организаций – есть у них своя собственная аудитория, или же они создаются искусственно? Все дело в том, что спрос со стороны россиян действительно существует, и речь здесь идет вовсе не о недругах Владимира Путина, или политических эмигрантах. Речь идет о тысячах студентов из РФ, которые сегодня учатся в европейских ВУЗах.
Конечно, кого-то из них за пределы страны вытолкнула слишком сильная политизация высшего образования родной стране. Однако большая часть представителей молодого поколения россиян отправились получать высшее образование в европейские страны из-за деградации отечественных ВУЗов, снижения качества преподавания, и целого ряда других проблем, о которых говорят даже в патронируемом Путиным Агентстве стратегических инициатив. Между тем только лишь в Чехию ежегодно приезжают учиться более 4 тысяч россиян, и им требуются качественные знания, в том числе и о родной стране.
Также этим россиянам нужна научная среда, в которой они могли бы заниматься исследованиями с последующей презентацией результатов, в том числе, и на русском языку. Причем, данная среда должна быть свободной, поскольку студенты едут в Европу как раз для того, чтобы получить право выбирать. Молодым ученым, которые сегодня живут в России, нужны площадки для обмена информацией и дискуссий с их зарубежными коллегами. Ведь для них постепенно все больше увеличивается риск оказаться в такой же изоляции от научного мира, в какой были многие советские ученые, и все дело здесь во внешней политике Кремля. Между тем деградация российской науки выталкивает в зарубежные ВУЗы все больше людей, и если Кремль не изменит свою сегодняшнюю политику, то в Европе количество центров, таких как Центр Бориса Немцова, будет только лишь увеличиваться.
Кроме того, существует необходимость в качественном и независимом анализе происходящих в России процессов, равно как и в их публичном обсуждении в странах ЕС. В международных отношениях такие вещи, как устаревшие стереотипы и необъективный подход, являются очень опасным явлением. При этом здесь нет разницы, как именно оценивается Россия для Евросоюза – как потенциальный союзник, или как противник. Поэтому есть множество аргументов в пользу создания такого центра.