Оборонную стратегию современной России прокомментировал Иван Преображенский. Он констатирует, что Россия готовится к обороне с помощью создания новых видов наступательного вооружения, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель Иван Преображенский в своей публикации пишет, что Россия является мирной страной, готовой дать отпор любому агрессору. Сейчас страна старательно готовится к обороне, создавая новые виды наступательных вооружений. Пока чиновники всех уровней произносят миролюбивые речи, инженеры занимаются разработкой оружия наступательного действия.
Падение российской экономики на самом деле только незначительно притормозило перевооружение армии. После относительной стабилизации рынка энергоносителей, когда стало понятно, что в ближайшее время цены на нефть сильно не упадут, российское руководство придало ускорение программе вооружения армии. Ряд авторитетных экспертов, включая Алексея Кудрина, предлагал сэкономить на обороне, но в Кремле предложения сочли непривлекательными.
Президент Путин практически на всех совещаниях обсуждает обороноспособность и оборонительный потенциал российской армии до 2025 года. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков тем временем отмечает, что подобный мозговой штурм с представителями российского ВПК, Минобороны и вооруженных сил является уникальным форматом, придуманным лично главой государства и впервые испробованным в 2013 году. То есть, после давления на военных начальников произошла аннексия Крыма.
Судя по обсуждению государственного оборонного заказа на 2016 год, экономить на вооружении Кремль не намерен. По словам президента, план на прошлый год выполнен в объеме 98,8 процента. Примечательно, что в прошлом году расходы Москвы «на оборону» достигли исторического максимума, поэтому идея об экономии и не нравится обитателям властного Олимпа.
Россияне готовятся к обороне или все-таки наступать планируют?
Учитывая диссонанс между риторикой представителей власти и реальными разработками российских инженеров, многие эксперты задаются вопросом о настоящих планах Москвы. Многие согласны с главой бюро национальной безопасности Польши Павлом Солохом, который явно опасается подготовки россиян к атаке. Наблюдая за подготовкой со стороны, европейцы часто называют Россию угрозой для НАТО. Петер Хультквист, министр обороны Швеции, считает Россию «главным вызовом для европейской модели безопасности».
Тем временем российские власти продолжают повторять, что речь идет исключительно об оборонительных приготовлениях. Сравнивая Россию с Советским Союзом, чиновники констатируют, что страна их является абсолютно мирной, но готова ответить на любую агрессию. К отражению агрессии миролюбивые россияне готовятся не только на своей территории.
«Оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Москва намерена защищать не только свои границы. Также российское руководство планирует заботиться о «нерушимости границ дружественных стран». На примерах Украины и Сирии можно понять, как именно в Кремле рассматривают «помощь дружественным странам».
В пользу оборонительных целей военных приготовлений не свидетельствует также поверхностный технический анализ российских планов по перевооружению. На одном из совещаний чиновники «абсолютно мирной страны» обсуждали наращивание боевых мощностей комплекса «Искандер-М», в том числе через увеличение дальности и создание новых ракет для использования в ракетном комплексе сухопутных войск. По сути, речь идет о планах пересмотра советско-американского Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности.
Документ, как известно, подписан в 1987 году и предусматривает ограничение для подобных ракет на показателе дальности 5500 километров. Не соответствует оборонительной стратегии идея о присвоении лучшим воинским подразделениям звания «ударных», само слово не входит в оборонительную лексику. Происходящие в российской армии перемены свидетельствуют скорее об укреплении «наступательных» ее подразделений.
Планируется, что в воздушно-космических силах к концу текущего года доля современных вооружений должна составить 68 процентов, в оснащении воздушно-десантных войск Кремль намерен добиться обновления на 58 процентов. Сухопутные войска, выступающие главной оборонительной силой, должны быть обеспечены новым оружием и военной техникой на 42 процента. Кроме того, российский президент объявил о необходимости «мобилизации» российской науки, что еще раз заставляет вспомнить советские времена.
Судя по всему, Москва не хочет разрядки или не верит в нее, поэтому продолжает вооружаться. Проблема заключается только в том, что возможности россиян не совсем соответствуют страхам, которые они вызывают у отдельных европейских соседей. Несмотря на рост оборонных расходов, к концу текущего года современным оружием российская армия будет оснащена всего на 62 процента.
Для достаточно эффективного перевооружения Москве не хватает ни денег, ни технологий, о важности которых часто говорит президент. Преображенский утверждает, что теперешней российской армии под силу только реализация операций вроде сирийской или поддержка разных «народных республик». Несмотря на желания и стремления чиновников, к активной наступательной войне Россия явно не готова. Однако о том, что будет в 2025 году, пока говорить трудно.