Современную ситуацию в России и перспективы ее развития комментируют эксперты. По их мнению, на теперешнем этапе страна нуждается в новых политиках и идеях. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В мировой экспертной среде победы на президентских выборах Дональда Трампа и Эммануэля Макрона рассматриваются как свидетельство наступления больших политических перемен. В новой политической реальности общество не хочет слышать длинные речи, смотреть обстоятельные дебаты и изучать программы, как было перед выборами до недавнего времени. Сейчас решающую роль играют несколько коротких емких месседжей.
Российская политическая жизнь пока развивается по другим правилам. В то, что в следующем году исход президентских выборов может решить новый внесистемный политик, почти никто не верит. Тем не менее эксперты прогнозируют, какие идеи и инициативы будут популярными у российских избирателей в ближайшее время.
Философ Максим Горюнов напоминает, что при описании успеха на выборах Трампа и Макрона эксперты, как правило, посмотрят на происходящее как на изменения в неблагополучных сообществах. Тем не менее Франция и США являются довольно обеспеченными странами, поэтому электорат может себе позволить выбрать кандидата зрелищного, не оценивая его способность решить глобальные задачи.
Перед выборами Трамп был хорошо известен американцам как предприниматель, шоумен, артист с более чем 100 миллионами подписчиков в социальных сетях. Выбрав Трампа президентом, американцы получили то, чего добивались – бесконечный поток смешных новостей, вместо решения проблем президент создает новые. Чем-то похожи на ситуацию в США обстоятельства, предшествовавшие победе на выборах Макрона, серьезность Ле Пен снизила ее шансы на победу.
Западные избиратели сейчас хотят видеть театр, в благополучных обществах успешно прошло время Моисеев. Пока жители благополучных стран ищут актеров, за которыми интересно наблюдать, россияне нуждаются в Моисеях. Оказавшиеся в пустыне российские граждане требуют не зрелищ, а хлеба, или хотя бы манны небесной.
В роли пророка пытается выступать Алексей Навальный, путем к праведности он называет отказ от коррупции. Избавление от коррупции оппозиционер преподносит как верный способ достичь богатства и найти путь в землю обетованную. В Америке и любой другой благополучной стране никаких шансов у условного Навального нет. Жителям сытых стран не нужен скучный Навальный вместе с его обещаниями решить насущные проблемы, для европейцев российский оппозиционер был бы хорошим президентом сотню лет назад.
В свое время в Польше с лозунгами о руинах в стране консерваторы пришли к власти, за минувшие 15 лет экономика государства выросла в 7 раз. Еще никогда экономическая ситуация в Польше не была настолько благополучной, поэтому у граждан появилась возможность поиграть в консервативное возрождение. Россиянам ситуация в государстве не позволяет играть в игры, они обеспокоены в первую очередь выживанием.
Обозреватель Сергей Шелин полагает, что российские избиратели пойдут не за тем, кто может складно и красиво изложить какие-то идеи. Скорее поддержку получит человек, в котором российские граждане увидят волю к власти и силу. Проницательные российские аналитики говорят, что после 20-летнего перерыва в государство возвращается политика. Сутью политики является борьба за власть и пользование властью, все остальные манипуляции можно рассматривать только как ролевые игры.
Когда-то российский народ пошел за Борисом Ельциным, на фоне других тогдашних оппозиционеров он выглядел человеком власти, это сразу бросалось в глаза. Идейное сопровождение Ельцина не отличалось новизной, он говорил о справедливости, хорошей жизни и выступал противником зажравшегося, изолгавшегося начальственного класса. Стандартный набор нормальных общественных идей присутствовал в риторике Ельцина, он неизменно подается к политическому столу в критические моменты под разными соусами.
Между тем с 2000 года никто в России за власть не боролся. Все оппозиционеры заранее соглашались с тем, что власть была и останется в руках действующего хозяина Кремля. Представители оппозиции боролись только за право дать президенту экономический совет, критиковать действующий режим или за получение нескольких кресел в руководимой Путиным системе.
Скрупулезное исполнение оппозиционерами всех балаганных обрядов, неизменно сопровождающих любые выборные процедуры, выступало сигналом о том, что за власть они не борются и на статус политиков не претендуют. С помощью балаганных обрядов власть выставляла оппозиционеров циркачами, увидеть в них политиков общество не могло.
Несмотря на запрет, Навальный собирается участвовать в выборах и считает себя будущим российским президентом. Он говорит, что всех теперешних воришек уволит и добьется улучшения ситуации «в прекрасной России». Оппозиционер выглядит и ведет себя как человек, опирающийся на силу, а не на петиции или бюллетени. Такое поведение может быть и притворством или ролью, которую долго играть не получится.
По мнению Шелина, на смену Навальному могут прийти другие люди, не настолько образованные и говорить они будут, используя не настолько правильный язык. Не исключено, что интеллектуальность Навального негативно воспринимается россиянами, по сравнению с теперешней номенклатурой оппозиционер похож на Аристотеля. Действующее руководство – от чиновников до церковников – использует смесь советских партийных штампов, говора гопников, жаргона пиарщиков и колоритной фени первых бизнесменов. Духовный багаж руководителей соответствует лексикону.
Совокупность вышеуказанных качеств начальство воспринимает как приближенность к народу, хотя чиновники во всех смыслах стоят ниже народа. Очевидно большой является интеллектуальная дистанция между действующими чиновниками и Навальным. Вполне вероятно, что пропасть окажется в конечном итоге слишком большой. В любом случае в такую ситуацию в 21 веке Россия попадает впервые и так, как было раньше, уже не будет.