За последнее время курс российского рубля по отношению к американскому доллару значительно укрепился. Но цены не падают, а наоборот – растут, высказывают недовольство российские потребители. Далеко не все они понимают, что внутренний рынок их страны не привык учитывать потребительские настроения. Даже интересы компаний-продавцов принято рассматривать в самую последнюю очередь. А главным по старой советской традиции считают здесь производителя, естественно, «отечественного». Какой же курс рубля необходим для дальнейшего развития производства в России? Ответ на этот вопрос искали аналитики РБК.
Противоречивые интересы заводов и фабрик.
Ныне американский доллар в России стоит 56-57 рублей. Но аналитики брокера NordFX сходятся во мнении, что производители хотели бы покупать «зеленые» в среднем по 52 рубля. «Что это значит?», – вскрикнет несведущий в российских делах экономист. Или добавленная стоимость на предприятиях РФ уже настолько зашкаливает, что им не нужно бороться с зарубежными конкурентами, или в стране власть занята масштабным распилом бюджетных средств с последующим их выводом за рубеж?
В последнем случае распространение слухов о якобы необходимом укреплении рубля действительно имеет смысл. Господа коррупционеры на украденные деньги смогут купить себе побольше долларов. Однако не будет спешить с выводами. Рядом с этим неопровержимым фактом мы встречаем еще целый ряд «чудес» российского национального бизнеса.
Слабый рубль действительно интересовал бы всех российских производителей, если бы страна имело дело со значительными объемами прямого импорта. Но в ходе введения санкций против РФ Кремль постоянно предпринимал ответные меры. В результате импорт готового товара сокращался. А если в отдельных сегментах он еще и составляет львиную часть, то с политической точки зрения правительству выгодно его подкосить под корень. Об экономическом эффекте, как обычно, подумают потом, когда полки магазинов снова опустеют. А пока господа министры имеют полную возможность поиграть в великих стратегов и финансовых гениев.
Когда провели опрос руководителей предприятий (как правило, государственных), вдруг оказалось, что в укреплении рубля заинтересованы прежде всего фармацевтические компании. И только одни металлурги заявили, что хотят обратного – чтобы доллар стоил хотя бы 61 рубль.
Средняя же «температура по больнице» такова: в этом году хотят доллар по 52, в прошлом – по 51. Разница, как видим, небольшая.
Собственно говоря, уже упомянутые нами фармацевтические фабрики мечтают о курсе 42. Легкая и пищевая промышленность требуют 48-49. А все потому, что никаких долларов они давно не зарабатывают, поясняют эксперты.
Импортозамещение – сказка для доверчивых граждан.
Если так пойдет и далее, вскоре мы будем рассказывать анекдоты о противоречиях российской экономики, предполагают эксперты. Уже сейчас мы имеем дело с несвободным российским рынком, на котором начали искажаться экономические законы.
Что должна была означать так называемая стратегия импортозамещения? Только самые наивные граждане могли подумать, что вместо зарубежных товаров на полках магазинов появятся аналогичные российские. Быть может, они не всегда будут такими же качественными, но дешевыми станут обязательно. Что такая точка зрения имеет с реальностью? Ничего! – говорят специалисты.
На самом деле, так называемое импортозамещение не только не избавило российский рынок от зависимости от зарубежных поставок, а усилило ее. Ведь в каждом «отечественном» товаре порой можно найти по 70-80% импортной составляющей.
Все было бы нормально, если бы те самые фармацевты еще и продавали значительную часть своей продукции на экспорт. Но они этого делать уже не могут. Почти вся прибыль получается в рублях, а вот расходы в виде сырья и особенно технологий, оборудования номинируются в долларах. Итак, получается, что чем дешевле доллар в рублях, тем меньше у них себестоимость.
То же самое касается пищевой и легкой промышленности, говорят эксперты. Хотя это выглядит полным абсурдом. Кто-кто, а производители одежды должны бы остаться заинтересованными в том, чтобы их товар в долларах стоил как можно дешевле, ведь иначе навезут китайских тряпок и своего ничего не продашь. Но и они туда же – даешь дешевый доллар!
Пищевая промышленность России всегда испытывала лишь символическую конкуренцию с зарубежными компаниями. В лучшем случае это чувствовалось в премиум-сегменте, который позволить себе может 1-2% населения. Но в последние два-три года их жизнь стала еще вольготнее. Любое качество, любая цена – все покупают. Но доля импортной составляющей в себестоимости и здесь немалая. Поэтому нужен дешевый доллар.
По данным статистики, все потуги российского правительства запустить масштабный процесс импортозамещения не привели хоть каким бы то ни было ощутимым результатам. Если раньше в легкой промышленности импортная составляющая достигала 80%, то сейчас она снизилась до 73%. Подобная картина наблюдается почти во всех отраслях экономики. Разница только в реальной доле импортной составляющей. Если поставки в Россию прекратятся, остановится даже добыча нефти и газа. Они тоже зависят от импортного оборудования.