Как правило, в выступлениях политиков на Петербургском международном экономическом форуме звучат красивые обещания. Нередко реальность несколько отличается от риторики и ожиданий бизнеса, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Из года в год российские политики используют Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) для заманивания владельцев капитала. Обычно ожидания предпринимателей, воспринимающих серьезно заявления российских чиновников, не оправдываются. Накануне в Петербурге открылся 21 международный экономический форум. С высокой долей вероятности можно спрогнозировать, о чем в своих выступлениях перед собравшимися будут говорить российские руководители.
За 2 десятилетия количество участников форума ПМЭФ увеличилось с 1500 человек в 1997 году до 12 тысяч в прошлом году. По итогам юбилейного 20 ПМЭФ опубликован отчет о прошедших в рамках форума мероприятиях. Указано количество панельных сессий, круглых столов и прочих интересных событий. Оказалось, что за 3 дня работы форума в прошлом году участниками подписано 356 соглашений на общую их стоимость 1 триллион 46 миллионов рублей. Через год после форума отвечающий за его проведение фонд «Росконгресс» никакой конкретики по выполнению соглашений не представил.
Мечты отставных политиков и сеансы коллективного гипноза.
Вполне вероятно, что отсутствие отчетов о выполнение подписанных контрактов является стремлением создать для денег максимально благоприятную атмосферу, снизив уровень шума. Однако журналисты вспоминают громкие заявления, сделанные на прежних форумах гостями и хозяевами. Оказывается, что российские президенты ежегодно неизменно говорят об одинаковых планах на будущее. Действующий российский президент Путин и Дмитрий Медведев в бытность главой государства ежегодно говорили о следующих намерениях:
- борьба с коррупцией;
- улучшение бизнес-климата и поддержка предпринимателей;
- технологический прорыв и встраивание в мировую экономику;
- снижение роли государства в экономике и уход от сырьевой модели;
- создание справедливых судов, демократия и политическая конкуренция.
Ежегодное декларирование приоритетов, как оказалось, без реальных действий в указанных направлениях не приводит к реализации обозначенных целей.
В прошлом году баловали сказками присутствующих и гости Петербургского форума. Бывший президент Франции Николя Саркози выступил перед гостями форума в рамках «Бесед с выдающимися людьми». Разговор с экс-президентом транслировался в прямом эфире российского телевидения. Стремясь понравиться местной аудитории, Саркози несколько раз назвал себя «другом России» и пообещал рост нефтяных цен в следующем году, когда сам станет французским президентом.
На сегодняшний день можно сказать с абсолютной уверенностью, что ни одно из обещаний не воплотилось в жизнь. На президентских амбициях Саркози «Республиканцы» поставили крест в первом же туре праймериз. За год стоимость барреля нефти осталась практически неизменной и вряд ли это как-то связано с тем, что французы на выборах доверили судьбу страны Эммануэлю Макрону. Доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова напоминает, что даже профессиональные финансовые аналитики зачастую ошибаются при попытках прогнозирования стоимости нефти в долгосрочной перспективе.
В отличие от политиков бывших, действующие главы государств пытаются в своих заявлениях использовать меньше конкретики и больше формулировок общих. На открытии пленарного заседания на прошлогоднем форуме президент Путин сказал, что «Россия смогла решить наиболее острые текущие проблемы в экономике». Глава государства добавил, что российское руководство планирует выйти на темпы роста экономики не менее 4 процентов в год.
Согласно информации Росстата, в первом квартале текущего года уровень экономического роста в России составил 0,5 процента относительно аналогичного периода в прошлом году. Профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин считает, что особых поводов для оптимизма в этом показателе нет. Через год российская экономика так же далека от поставленной задачи и фактически находится в состоянии стагнации.
Эксперт утверждает, что позитивные заявления российского президента адресованы в первую очередь европейским инвесторам. Экономист напоминает, что в экономику загнивающую или стагнирующую иностранные инвесторы ничего вкладывать не будут. Однако если президент обещает рост на уровне 4-х процентов, то можно рискнуть хотя бы спекулятивным капиталом в расчете на разницу в курсе валют.
В реальности самым оптимистичным прогнозом для российской экономики на текущий год является рост на уровне около 1 процента. И такое увеличение ВВП, по мнению Дмитрия Травина, является довольно спорным. Вполне вероятно, что не произойдет даже такой незначительный рост. Экономист убежден, что в среднесрочной перспективе ситуация в лучшую сторону вряд ли изменится.
Сергей Цыпляев, член Российского союза промышленников и предпринимателей, объясняет, что западные инвесторы в российскую экономику крупные денежные суммы действительно не планируют вкладывать. В первую очередь для иностранных инвесторов значение имеет вопрос доверия к стране, в которую вкладываются деньги. Прежде всего, целесообразность инвестирования оценивается по стабильности правил игры и гарантиям собственности. В современной России в полном объеме нет ни того, ни другого.