Строительство газопровода «Северный поток-2» натолкнулось на сопротивление фермеров германского острова Рюген, через земли которых должны проложить газовую трубу. Их пробуют убедить в необходимости отвода земли под газовую магистраль. А как обстоят дела с Кургальским заказником, через земли которого должна пройти трасса голубого топлива? На этот и другие вопросы, касающиеся экологических аспектов российской действительности, в интервью корреспондентам RFI ответил Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России».
Первоначально предполагалось, что ветку «Северного потока-2» протянут параллельно «Северному потоку-1». Но кое-какое время назад «Газпром» заявил, что по результатам проведенных дополнительных исследований нет возможности проложить новую трубу параллельно имеющемуся газопроводу. Именно поэтому на рассмотрении находится два варианта прокладки трубопровода, один из которых проходит по территории Кургальского заказника - охраняемого местообитания водоплавающих птиц. Этот комплексный природный заказник находится под охраной двух международных конвенций — о защите морской среды района Балтийского моря и о водно-болотных угодьях.
Компания «Газпром» уже официально объявила, что вариант прокладки газопровода через территорию Кургальского заказника, является практически единственным. Вероятность вторжения «Северного потока-2» в природоохранную зону довольно высока и напрямую зависит от позиции тех государств, через территорию которых должны провести топливную артерию - это Германия и страны Скандинавского полуострова. Согласно международным законодательным актам, они должны дать согласие на строительство. В случае, если они затребуют от России изменения маршрута прокладки труб в обход Кургальского заказника, то уникальная флора и фауна заповедной территории будет спасена. С этой целью организация «Гринпис России» подготовила соответствующую петицию, под которой свои подписи поставили более 25 тысяч человек.
Если решение властей России в отношении заказника изменить не удастся, то наземная часть топливной магистрали пройдет по наиболее ценным участкам природоохранной территории, где обитает огромное количество уникальных представителей флоры и фауны. Строители вырубят полосу леса шириной в 85 метров и длиной около 4 километров, внутри нее построят дорогу и проложат две трубы. Не стоит забывать и про морскую часть заказника, прибрежные воды которого являются местом гнездования большого числа водоплавающих птиц. Здесь же находятся главные участки обитания достаточно редкого балтийского тюленя - балтийской кольчатой нерпы.
Стоит понимать, что согласно действующего санитарног озаконодательства РФ - юридические лица должны свести к минимуму негативное влияние будь то химических веществ, физических или биологических агентов. После определения влияния канцерогенов составляется так называемый санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной предприятия. Именно исходя из этого паспорта канцерогенного производства формируется банк данных по регионам.
Туристы стали экологической проблемой Байкала.
Поток путешественников на самое большое пресноводное озеро планеты за последние годы значительно вырос. Насладиться красотами Сибирского моря спешат и россияне, и туристы из Китая, Европы и других стран. К сожалению, существующая инфраструктура на Байкале в большинстве случаев не соответствует требованиям представителей туристической отрасли. Именно поэтому поток отдыхающих оказывает порой значительное негативное воздействие на экосистему Священного моря, которому ЮНЕСКО присвоил статус объекта Всемирного природного наследия. К большому сожалению, из-за весьма значительного туристического потока происходит не только загрязнение прибрежной территории, но и уничтожение мест обитания очень редких видов представителей мира животных и растений.
Но для экосистемы озера туристы представляют не самую большую угрозу. Главная опасность - планы соседней Монголии по возведению на Селенге, Эгийн-Голе и Орхоне каскада гидроэлектростанций. Это крайне негативно скажется на уровне озера и его гидрологическом режиме.
Кроме того, Байкал стремительно зарастает водорослями, в частности спирогирой, которые способствуют значительному, как оказалось, сокращению уровня кислорода в воде. Пока у этой проблемы нет конкретного решения.
Лесные пожары - масштабная проблема россиян каждую весну и лето.
В России первый пик пожаров в лесных массивах, также как в США и Канаде, приходится на весенний период и связан он с массовым неконтролируемым выжиганием сухой травы. В 2015 году постановлением правительства на федеральном уровне был введен повсеместный запрет на выжигание сельхозземель, госорганы начали привлекать к административной ответственности поджигателей, а СМИ развернули мощную пропагандистскую компанию о недопустимости бесконтрольных выжиганий.
Однако слабая экологическая сознательность граждан, недостаток надлежащего контроля государства к проблеме служат предпосылкой того, что пожары оборачиваются ежегодным стихийным бедствием. Весьма внушительное недофинансирование муниципальных служб, которые обязаны работать на предотвращение лесных пожаров, приводит к так называемой лесопожарной лжи, когда чиновники и регионов, и федеральных служб, опасаясь за свои кресла, сознательно занижают реальную площадь пожаров в надежде, что пойдут дожди и небольшие очаги возгорания сами потухнут. Но осадки выпадают не всегда и тлеющий лесной костер разрастается до поистине катастрофических размеров, когда приходится вводить режим чрезвычайной ситуации, привлекать авиацию. Так, в зареве пожара сгорают миллиарды рублей, направляемые из бюджета страны на борьбу с огненной стихией.
На сегодняшний день система государственного природоохранного надзора и контроля России построена таким образом, что государство не заинтересовано в исполнении высоких экологических стандартов, потому что они требуют дополнительных затрат. Российские власти не считают нужным увеличивать бюджетное финансирование экологических проектов, хотя от этого выигрывают все — и окружающая среда, и простые россияне. Государство сегодня в большей части вопросов отвернулось от темы экологических стандартов.