Состоявшиеся в минувший понедельник протестные акции рассматриваются в российской и международной экспертной среде. Иван Преображенский констатирует, что протестная активность постепенно покоряет российские регионы, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Кандидат политических наук Иван Преображенский, эксперт по центральной и Восточной Европе, в своей публикации пишет, что участники протестов в России заявляют о своем праве не только на символы государственной власти. Прошедшие на День России протесты позволяют говорить о росте недовольства существующим порядком в российских регионах. Анонсированный Алексеем Навальным на 12 июня антикоррупционный митинг прошел не в том месте и не так, как планировалось.
Вместо проведения акции на проспекте Сахарова оппозиционер призвал всех выйти на Тверскую, где московские власти организовывали праздничные гуляния. На несогласованном с властями митинге самого Навального не было – на выходе из дома оппозиционера задержали правоохранители и отвезли в ОВД «Даниловский». В отделении политик провел несколько часов, после чего был приговорен к 30 суткам ареста за повторное нарушение правил организации митинга и неповиновение полиции.
На активности протестующих задержание лидера почти не сказалось. Каким-то образом повлиять на проведение митинга отсутствие Навального могло только в случае с Москвой. На протесты в более чем сотне других городов России заключение под арест Навального никоим образом не повлияло. Прошедшие протесты показывают, что не только москвичи и гости столицы недовольны происходящим в стране.
Наибольшее внимание прессы и социальных сетей при освещении митингов традиционно было привлечено к происходящему в Москве. Журналисты и пользователи соцсетей обсуждали, сколько людей придет на митинг на проспекте Сахарова, сумеют ли протестующие заполнить Тверскую улицу, что ждет в будущем Алексея Навального и сколько участников акции в конечном итоге окажется в автозаках. Очевидно, что все указанные вопросы важные, но обсуждение происходящего исключительно как акции в российской столице отвлекает внимание от главного.
Самым важным моментом Преображенский называет то, что протест переместился в российские регионы. В последние годы едва ли не главным показателем успеха оппозиционной акции стала статистика задержаний. По этому парадоксальному «показателю результативности» Санкт-Петербург «перегнал» Москву. По сравнению с протестами 26 марта увеличилось количество городов, где прошли протестные акции. Выросла также численность участников региональных митингов.
Как оказалось, удачной является стратегия Навального по открытию региональных штабов, а также ставка на социальные сети и молодежь. Несколько лет назад многие полагали, что компартия является единственной оппозицией, которая может вывести людей на улицы. Сейчас «навальнисты» списывают коммунистов в тираж и возглавляют региональные протесты.
12 июня оказалось днем «другой России».
Монополию на государственные торжества, судя по всему, российская власть утратила. Еще с начала 90 годов государственное руководство боролось за создание обновленного пантеона российских праздников, затем его полностью приватизировало. В первую очередь был отменен праздник 7 ноября, коммунисты лишились своего «красного дня». Затем стало понятно, что 4 ноября (День народного единства) закрепили за собой националисты, Кремлю пришлось вести борьбу с «русскими маршами».
Никаких проблем с приватизацией 9 мая и 23 февраля не возникло, но 12 июня и 12 декабря (День России и День Конституции) Кремль «отжимал» у либералов. День России власть смогла приватизировать, 12 декабря просто сделали рабочим днем. По-прежнему болеющему ностальгией по СССР правящему классу сложно было привыкать к празднованию 12 июня, годовщине провозглашения суверенитета России. Для укрепления собственной власти чиновники заставили себя праздновать. Вместо празднования независимости от СССР день 12 июня начал превращаться в еще один повод для проведения милитаризированного шоу.
Вдруг оказалось, что монополию на празднование 12 июня власть утратила. Молодежь протестовала с российскими флагами, распевая гимн страны. У молодых россиян нет предубеждения против бывшего сталинского гимна, ставшего затем советским. Вполне возможно, что историю гимна многие молодые граждане просто не знают. В любом случае 12 июня стало праздником патриотизма, но оппозиционного.
Участники акции выходят на улицы под российским флагом, поют российский гимн, но выступают против Кремля. Видимо, действующей власти теперь придется побороться за флаг и гимн. Возможно, что молодое поколение попытается отобрать у Кремля и другие символы. Многие молодые участники акции не помнят другого режима в России, но желают узнать другого лидера страны. Власть пока ведет себя непредсказуемо.
Чиновники называют применение насилия правоохранителями корректным, а протестные акции провальными. Прокремлевские эксперты протесты называют провокациями, которые «не смогли помешать россиянам отпраздновать День России». Преображенский убежден, что на этом этапе Навальный точно одержал победу, поскольку решил 3 важные задачи:
- никто не вспоминает о поражении оппозиционера в судебном споре с Усмановым;
- политик подтвердил, что является известным далеко за пределами Садового кольца;
- оппозиционер продолжил свою президентскую кампанию.
По мнению эксперта, после митинга в понедельник Навальный на шаг приблизился к убеждению российского общества в своей безальтернативности. Выборы не будут иметь значения когда большинство россиян поверит, что вместо Путина может быть только Навальный, рано или поздно смена власти произойдет. Преображенский подчеркивает, что Навальному еще нужно доказать, что для страны он лучше своего предшественника.