Российские власти пытаются бороться против интернета. Александр Плющев утверждают, что борьба оборачивается против российского руководства, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Журналист, интернет-эксперт и блогер Александр Плющев в своей публикации пишет, что происходящее в российском интернете можно сравнить с программой столичного руководства по благоустройству улиц. В теплое время года трудятся только оплаченные мэрией рабочие, прорабы блокировок работают практически без перерывов. В целом на улицах постоянно идет ремонт, одни и те же места перекрыты заграждениями, которые жизнь не отравляют, но неудобства доставляют. Периодически начинается ремонт на той или иной улице, что заставляет искать пути объезда, пытаясь не попасть при этом на другие перекопанные улицы.
Вместе с тем, если заглянуть за ограждение вдоль улиц, можно не обнаружить никаких признаков бурной деятельности. Вчерашний вполне сносный асфальт сегодня уже разбит, к месту будущего ремонта привезли бордюрный камень, тротуарную плитку, пескобетон в мешках и мини-бульдозер. При наличии всех необходимых материалов вполне возможно, что никто не занимается ремонтом на протяжении нескольких дней. Лишь на первый взгляд кажется, что в интернете повторение такого «ремонта» невозможно.
На начальном этапе украинское руководство ввело блокировку российских ресурсов, включая довольно популярные на постсоветском пространстве «Яндекс», «Mail.ru» и «ВКонтакте». На протяжении нескольких дней после этого решения Киева российский МИД, правительственные чиновники и депутаты говорили о большом вреде, антидемократичности и бессмысленности введенной блокировки. Телезрителям российских телеканалов с утра до вечера рассказывали, как при желании можно обойти запреты.
Недолго продлилась эйфория после запрета российских ресурсов в Украине. Вскоре украинцы успешно научились обходить блокировки или жить без российских ресурсов. Это означало, что война с относительной свободой российского интернета должна была возобновиться в ближайшие дни. Как часто бывает в подобных случаях, ключевую роль сыграл непрофессионализм, в данном случае Роскомнадзора.
Сотрудники Роскомнадзора в механизме блокировок российских ресурсов оставили незакрытой технологическую брешь. Благодаря несовершенству технологии владелец заблокированного домена мог сам заблокировать кого угодно, даже не обладая особыми знаниями и умениями. Достаточно было в соответствующее поле ввести адреса, которым хотели создать проблемы. После этого адреса автоматически блокировались провайдерами. В списки блокировки идейные владельцы доменов часто включали сайт Роскомнадзора или крупных ресурсов, циничные блокировали своих конкурентов, скучающие запрещали доступ всем, кому хотели.
Многие сайты столкнулись с проблемой доступа, во внезапно разразившейся войне всех против всех труднее всего пришлось небольшим ресурсам. Роскомнадзор попытался исправить ситуацию, разослав провайдерам инструкции с запретом блокировок определенных ресурсов, который в законодательстве не значится. То есть, в обход закона власти запрещали блокировки. В конечном итоге игры с блокировками привели к сбою в банковской системе, в первую очередь пострадал российский Сбербанк.
Нельзя сказать однозначно, насколько сильно проблемы в Сбербанке связаны с повсеместными блокировками, однако по стандартно неуклюжим объяснениям властей можно понять, что чиновники серьезно испугались. Страх вызвал вполне возможный сбой в одном из «национальных проектов», общении российского президента с народом, которое сейчас невозможно представить без интернет-составляющей. Масштаб угрозы для чиновников можно понять, если вспомнить, с какой интонацией на недавнем форуме в Петербурге президент говорил о цифровых технологиях.
Оказалось, что каток цензуры, который создавал трудности для пользователей и владельцев ресурсов, в конечном итоге проехал по своим разработчикам и обслуживающему персоналу. Понятно, что ездить он будет и дальше, возможен больший ущерб. Судя по всему, перед вводом в эксплуатацию механизма блокировки никто не продумал инициативу.
Запреты могут смениться перекусыванием кабеля.
Эффективно работать в данном случае может только система, предусматривающая полный контроль над интернет-провайдерами, как в Иране или Туркменистане. С этой задачей должен справиться так называемый «пакет Яровой». Экономически законодательная инициатива окажется слишком тяжелой нагрузкой для многих региональных и мелких провайдеров. Хотя есть опасения, что законы останутся на бумаге, поскольку в случае реализации могут похоронить всю отрасль целиком.
Поэтому чиновники ищут другой подход к пользователям. Депутаты Госдумы явно по просьбе Роскомнадзора внесли законопроект о запрете обхода блокировок. Речь идет о запрете тех самых сервисов, которые несколько недель назад рекламировали по телевизору. За многие годы цензуры в интернете пользователи хорошо научились обходить запреты, теперь с этой проблемой пытаются справиться законодатели.
Один из авторов законопроекта – коммунист Александр Ющенко – ранее добился принятия закона о новостных агрегаторах. После введения в действие документа выдача новостей на «Яндекс» изменилась до неузнаваемости и все меньше отображает информационную реальность. Учитывая контекст, возобновившееся рассмотрение законопроекта об обязательной идентификации пользователей мессенджеров выглядит мелочью.
Плющев напоминает, что после введения запретов на российские интернет-ресурсы в Украине законодатели и чиновники в России много говорили о бессмысленности блокировок. Через несколько недель российская власть вышла на новый виток борьбы с интернетом, значимость которого в политике постепенно возрастает.
Известно, что 26 марта офис Фонда борьбы с коррупцией разгромлен лишь потому, что из помещения шла интернет-трансляция протестов. На момент появление в офисе силовиков трансляцию смотрели сотни тысяч пользователей. 12 июня через провайдеров чиновники пытались сорвать трансляцию. Когда с провайдерами договориться не удалось – кабель просто перекусили. Плющев отмечает, что рано или поздно такой же выбор может возникнуть в масштабах всего государства.