Российские СМИ весьма сдержанно оценили «Прямую линию» президента РФ Владимира Путина. Политологи сходятся во мнении, что уход российского лидера от ответа на вопрос о следующем президентстве стал характерным завершением этого мероприятия.
Обозреватель РБК увидел в выступлении Путина завуалированный намек на четвертый президентский срок – хозяин Кремля собирается пересесть на отечественный автомобиль «Кортеж», презентация которого, как известно, запланирована на торжества по поводу инаугурации следующего главы российского государства. Почему Путин до сих пор прямо не сказал о своих президентских амбициях? Собеседник РБК объяснил это «изучением общественных настроений и поддержанием конкурентной борьбы в элитах».
В РБК также обратили внимание на необычное внимание Путина к своему семейству. Такой «образ доброго дедушки», во-первых, должен сделать его ближе к пожилому электорату, а во-вторых, отвлечь внимание от его «детей-принцев» и их прибыльного бизнеса.
Издание «Коммерсантъ» обратило внимание на «беспрецедентную массовую порку губернаторов». Политолог Евгений Минченко обратил внимание на то, что, по словам Путина, федеральные власти полностью выполняют свои обязательства перед регионами РФ, но средства не доходят до местных жителей «по вине региональных властей».
Обратили внимание эксперты и на немодерированные вопросы к президенту, которые постоянно вспыхивали на большом экране. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает это попыткой интеграции телевизора и Интернета. То, что Путин игнорировал эти вопросы, не суть важно, зато есть надежда, что цитаты с «Прямой линии» пойдут гулять по социальным сетям и доберутся до аполитичной аудитории.
Политолог Глеб Павловский в колонке на страницах интернет-издания «Слон» отметил, что выступление Путина показало смерть подобного способа общения с народом как жанра: «Это даже хуже, чем просто отменить прямую линию. Путин не ответил почти ни на один вопрос не только тревожного, обеспокоенного общества, недовольной оппозиции, но и тех, кто управляет страной – бюрократии и управленцев». Президент наглядно продемонстрировал картину распада лидерства, считает эксперт: он не только не показал себя лидером страны, но даже лидером правящего класса.
Президент лишний раз показал, что является «человеком одной повестки и привязанного к этой повестке словаря», подчеркнул Павловский. Свою повестку дня он давно выполнил: «Путину больше нечего предложить – это самый главный вывод из увиденного представления». Символически выглядели обещания главы государства «ликвидировать вагончики в городе Нягани», что обещали на съездах КПСС еще 30-40 лет назад.
Главное – не в том, что кое-кто в зале откровенно дремал, а в том, что «происходило драматическое событие: лидер исчезает, а к концу линии он совсем исчез», констатировал Глеб Павловский.