В очередной раз российские чиновники пытаются реформировать пенсионную систему, что негативно воспринимается гражданами. Сергей Шелин констатирует, что начальственные инициативы выглядят как проявление безграничного цинизма, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации обозреватель Сергей Шелин пишет, что всенародное неприятие любых новшеств, связанных с пенсиями, на первый взгляд выглядит нелогичным. Россияне одинаково болезненно воспринимают введенные и планируемые пенсионные инновации, что со стороны может показаться инфантильным отношением к происходящему в стране.
Сейчас в чиновничьих кругах обсуждается очередное гениальное предложение. К 2024 году минимальный стаж, требуемый для назначения страховой (трудовой) пенсии, будет увеличен до 15 лет. Справедливым выглядит то, что человеку, который всю жизнь не платил взносы со своих заработков, социальное пособие будет предоставлено позже и в меньшем объеме. Претендующим на страховую пенсию нужно хотя бы половину трудоспособного периода своей жизни платить взносы в Пенсионный фонд.
Аналогично можно объяснить увеличение возраста выхода на пенсию. Сейчас в России получателями пенсий являются около 30 процентов граждан. В Германии, к примеру, где продолжительность жизни больше на 9 лет, только 20 процентов граждан получают пенсии. Сравнение статистических показателей указывает чиновникам направление действий.
Согласно утвержденному недавно закону, для госслужащих возраст выхода на пенсию увеличен – мужчины будут работать до 65 лет, женщинам предстоит трудиться до 63 лет. Инициатива не вызвала у представителей этой категории населения ни малейших возражений, госслужащие любезно согласились дольше пробыть на хлебных должностях и отправиться после этого на пенсию. Примечательно, что чиновничьи пенсии специального типа больше страховых по размеру и взносы в Пенсионный фонд будущие их получатели не платят.
В прессе появилась информация о согласии силовиков на увеличение выслуги лет, необходимой для выхода на пенсию, с 20 до 25 лет. Журналисты сообщают, что после соответствующей рекомендации президента силовики согласились с предложением Минфина, но изначально финансовое ведомство предлагало увеличение срока выслуги до 30 лет. Однако даже после такой услуги президенту среднестатистические силовики будут выходить на пенсию в возрасте 45 лет, получать 20-30 тысяч рублей и вполне сумеют заработать себе вторую пенсию, гражданского типа. «Силовые» пенсии, которые также социальными взносами не подкрепляются, очень аккуратно индексируется, даже в условиях экономии.
Очевидно, что в российском государстве стандарты пенсионного обеспечения привилегированных категорий населения являются очень достойными. Государство щедро вознаграждает чиновников и силовиков, поскольку в полной мере осознает свою ответственность перед ними. В качестве благодарности из бюджета выплачиваются пенсии огромному количеству граждан, находящихся в полном расцвете физических и умственных сил. Совсем по-другому обстоит дело с податными сословиями.
Бюджетные расходы снизятся, но количество нищих возрастет.
Россияне, которые платят все взносы в Пенсионный фонд, не только получают меньшие пособия, но и после выхода на пенсию вынуждены жить более скромно. Пенсия депутата Госдумы, избранного хотя бы на один срок, составляет 75 процентов довольно внушительного оклада. Коэффициент замещения у обычных пенсионеров около 35 процентов и ежегодно снижается. Именно из-за получения нищенской пенсии около половины обычных пенсионеров вынуждены продолжать работать.
Увеличение пенсионного возраста станет сильнейшим ударом по доходам людей, на которых оно ляжет после утверждения инициативы. На современном этапе женщины старше 55 лет и мужчины от 60 лет, получающие зарплату и страховую пенсию, считают себя нормально обеспеченными. После поэтапного увеличения пенсионного возраста десятки миллионов немолодых людей, которых вытеснят на непрестижные рабочие места, превратятся в бедняков. Но инициатива резко уменьшит бремя выплат, лежащее на казне, что и является главной целью стараний депутатов.
Из создавшейся ситуации теоретически есть два выхода:
- повышение государственных пенсий, что поможет до 50-60 процентов увеличить коэффициент замещения. Достичь этого результата можно несколькими способами;
- обеспечение нормальной работы негосударственных фондов, аккумулирующих взносы будущих пенсионеров. При низких коэффициентах замещения негосударственные фонды помогают избежать нищеты.
Понятно, что ни один из указанных вариантов на практике не может быть реализован в России. Накопительные пенсии имеют смысл лишь в странах, где частная собственность признается, а желание использовать имущество в своих интересах воспринимается как очевидное. Российские власти отрицают право собственности постепенно с все большим запалом, в пенсионной сфере эта тенденция проявляется довольно ярко.
Все предыдущие инициативы власти и попытки реформировать пенсионную систему не принесли достойных результатов. Запланированный добавочный пенсионный накопительный налог может быть встречен людьми исключительно как очередной акт начальственного цинизма. Прежние манипуляции власти над пенсионной системой не были направлены на то, чтобы сделать ее рациональной или справедливой, чиновники только пытались снизить давление на бюджет.
В любом случае властные инициативы, сулящие населению выгоды в будущем в обмен на затраты в настоящем, будут встречены населением со скепсисом. После того, как власти «освоили» предыдущие накопления, вряд ли кто-то поверит в новую разновидность накопительной системы. Шелин объясняет, что даже в прежние бедные времена в сознании россиян не было настолько всеобщей уверенности в том, что любые гарантии начальства – всегда ложь.