Обстоятельства предстоящего участия в президентских выборах действующего лидера российского государства описал Иван Преображенский. Он полагает, что для объявления о намерении баллотироваться в следующем году хозяину Кремля нужен катаклизм, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский политолог, эксперт по центральной и Восточной Европе Иван Преображенский в своей публикации напоминает, что до следующих президентских выборов в России осталось меньше 9 месяцев. Тем не менее действующий глава государства все еще не ответил на вопрос о намерении участвовать в следующей избирательной гонке, хотя в экспертной среде по поводу этого вопроса наблюдается удивительное единодушие.
Регулярно президента спрашивают о планах на будущее, но он неизменно избегает ответа. Хозяин Кремля стеснительно улыбается как юная девица, которую неожиданно позвали замуж. Со стороны такая имитация политическая невинности опытным лидером страны выглядит несколько странной.
Несомненно, президент Путин хорошо знает, что его выдвижение на очередной срок больше всего волнует каждого человека, задающего этот вопрос. Однако глава государства продолжает уходить от ответа на волнующий вопрос – даже на прямой линии, когда президентская команда позволила интересу общественности проявиться. Всякий раз российский лидер отвечает, что не нужно торопить события и следует сохранять определенную интригу.
Действительно в Кремле стараются хранить интригу, поскольку по-другому держать страну в тонусе не получится. Иначе электорат может «перегореть» и вовсе не прийти на участки для голосования. Низкая явка власть не устраивает, нужен диаметрально противоположный результат. Высокая явка является способом демонстрации очередного получения президентом большого кредита доверия от народа.
Политическую элиту Кремль держит в неведении, чтобы наблюдать за внутренней конкуренцией внутри нее. Вполне возможно, российский лидер стремится управлять противоборством внутриполитических сил. Атмосфера затишья позволяет проявиться самым бойким «потенциальным преемникам», которые заявят о своей готовности занять должность президента, если вдруг действующий глава государства решит «пропустить круг».
Большинство россиян не верят, что действующий президент на самом деле откажется баллотироваться на новый срок. Сам Путин время от времени говорит, что в обозримом будущем видит себя только президентом. Судя по всему, действующий президент явно не планирует оставлять кого-то после себя, поскольку этого самого «после» не видит.
Российское общество хорошо понимает сигналы, которые ему посылает президент. Пребывание его на главной должности страны на протяжении почти 18 лет приучило российский электорат к тому, что по собственной воле президент Кремль не оставит. Электоральный рейтинг президента в настоящее время составляет 48 процентов. Лишь 2 процента россиян желали услышать ответ на вопрос о планах президента на будущее перед «прямой линией». Больше этим вопросом интересовались политики и журналисты.
Зачем создавать искусственную интригу?
В российском социуме интерес к возможному переизбранию действующего президента на самом деле минимальный. По мнению Преображенского, Кремль ошибается, создавая искусственную интригу. Российское руководство играет в прятки само с собой, с правящим классом, представителями региональных элит и западными политиками. Рядовых россиян игры уже давно не интересуют. Если российские избиратели перестанут воспринимать Путина как единственного кандидата и начнут искать альтернативы – повлиять на ситуацию Кремль уже никак не сможет.
В такой ситуации команда президента рискует отказаться в проигрышном положении, поскольку воспринимает окружающую реальность неправильно. По мнению соратников президента, действующий лидер страны идет в свой последний (согласно Конституции) бой, как в первый. Предвыборную программу президенту пишут, не учитывая, что «молодым бойцом» действующего лидера страны назвать крайне сложно.
Кремлевские стратеги работают над предвыборной программой президента, ключевыми понятиями в которой выступают «справедливость», «доверие» и «уважение». Преображенский констатирует, что трудно поверить «дедушке Путину», вдруг задумавшемуся о справедливости после 18 лет правления. Поэтому среднестатистические избиратели могут склоняться к мнению о выборе провластного, но «свежего» кандидата.
Учитывая сопутствующие обстоятельства, чтобы расшевелить избирателей и заставить их выбрать президента в очередной раз (как политика, а не безальтернативного и надоевшего бюрократа), Кремлю нужен катаклизм. Чрезвычайная ситуация может подтвердить главный тезис власти – «без Путина Россия просто пропадет». Для оглушительной победы теперешнего лидера государству нужен мощный сигнал, после которого президент имеет право сказать, что не может оставить народ, поэтому выдвигает свою кандидатуру повторно.
Проблема заключается только в том, что теперешняя Россия стала слишком нечувствительной. После аннексии Крыма в 2014 году, когда поддержка президента достигла рекордного показателя, мощными сигналами для россиян не могут служить ни локальные войны, ни теракты, ни экономические кризисы. Угроза большой войны является для Кремля слишком рискованной, других вариантов пока нет. Без соответствующего повода президент вынуждено сохраняет интригу.