Особенности восприятия россиянами современности и будущего описал Сергей Шелин. Он утверждает, что на окружающий быт рядовые граждане смотрят бодрее, но в этом нет заслуг государственной машины, сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации напоминает, что в последние несколько дней почти все ведущие российские массмедиа сообщили, что провластные имиджмейкеры не могут придумать образ будущего, с которым действующий президент пойдет на выборы 2018 года. Ссылаясь на собственные источники, об этом сообщили журналисты издания «Ведомости», новость обсуждается экспертами.
Вполне возможно, что при взгляде на ситуацию с высоты властного Олимпа создается впечатление, что формулировка образа будущего является сложной задачей. Судя по статистическим докладам, сейчас в Россию возвращается процветание – каждый квартал прибавляет полпроцента к объему ВВП, постепенно идут на поправку рухнувшие в последние годы индексы потребительских настроений. Может показаться, что теперешнее время идеально подходит для оптимизма в российском социуме.
Некоторые данные о настроениях рядовых россиян днями представили социологи. Близкая к руководящим кругам опросная служба ВЦИОМ опубликовала 2 отчета:
- в первом исследовании речь идет о страхах рядовых россиян. При изучении результатов исследования можно увидеть, что граждане боятся роста цен, недоступности привычных товаров, роста напряженности на международной арене и падения личных доходов. За минувшие месяцы опасения увеличились, что социологи называют «закреплением наметившейся ранее тенденции к обострению социальных страхов»;
- через сутки публикуются результаты второго опроса, посвященного индексам социальных оценок и ожиданий. Во втором исследовании оптимистичные настроения проявляются ярче. Комментируя итоги опроса, аналитики ВЦИОМ объясняют, что первое полугодие текущего года можно описать как период уверенного выхода из «штопора», в который российское общество свалилось в прошлом году.
При внимательном ознакомлении с результатами второго исследования можно увидеть, что в последнее время россияне более оптимистично оценивают только свою личную ситуацию, о происходящем в стране речь не идет. Почти половина респондентов (45 процентов) полагает, что худшие времена еще впереди, 21 процент опрошенных теперешнее время называет самым худшим, еще 27 процентов участников исследования считают, что самое худшее уже позади.
Примечательно, что аналогичный расклад социологи фиксировали в 2015 и 2016 году. В исследованиях, проведенных в начале текущего года, несколько ниже доля граждан, ожидающих наступления худших времен. Однако летом часть надеющихся на лучшее россиян поняла, что нужно готовиться к худшему.
Напоминает Шелин, что любые опросы нацелены на поиск золотой середины между действительностью и ожиданиями заказчика. В любом случае рядовым российским гражданам хорошо понятно и без исследований социологов, что видят вокруг себя в настоящее время их соотечественники. Вряд ли среднестатистический россиянин заметит подъем экономики, даже если он действительно начался. Экономический бум современного российского образца является очень скромным и тихим.
Приятных сюрпризов от государства россияне не ждут.
В Центробанке, к примеру, по итогам года прогнозируют рост ВВП на 1,5 процента, что близко к статистической погрешности измерения. Даже такой рост самая солидная из казенных аналитических служб гарантировать не может. Согласно опубликованным недавно данным Росстата, промышленный индекс в июне снизился на 0,5 процента после роста на протяжении временного промежутка с февраля по май текущего года.
Вряд ли удастся среднестатистическому россиянину заметить и подъем уровня своей жизни. После непродолжительного периода роста объема розничных покупок сейчас этот показатель остается приблизительно на апрельском уровне. С прошлого месяца набирает ход и потребительская инфляция, о снижении которой с радостью рапортовали чиновники недавно. В первой половине июня ежедневный роста цен оказался выше прошлогодних показателей в два раза.
Отвечающие за финансовый сектор чиновники обещают стабилизировать инфляцию, но пока на практике это никак не проявляется. Постепенно население начинает сомневаться даже в этом экономическом достижении. В Центробанке признают, что снижение инфляционных ожиданий населения в июне приостановилось, по-прежнему оценка ожидаемой годовой инфляции заметно превышает уровень 4 процента.
У медианного российского гражданина нет особых причин для оптимизма, если оценивать кризис в хозяйственном его понимании. Возможно, экономический спад действительно прекратился, но отсутствуют признаки возврата к прежнему благосостоянию. Десяткам миллионов людей приходится приспосабливаться к новым условиям.
Российские граждане ищут дополнительные доходы в теневом секторе, кормятся с садовых участков, учатся обходиться без качественной еды и товаров ежедневного потребления. Однако ни в одном из методов адаптации государство непосредственно не участвует. От чиновников россияне получают только плохие новости и далекие от реальности обещания.
Чиновники заставляют население больше платить за коммунальные услуги, повышают транспортные тарифы и вводят плату за то, что раньше было бесплатным. Периодически власти озвучивают планы о введении издевательских запретов и обременений – начиная со штрафов за курение возле подъездов и заканчивая специальными налогами на реализацию закона Яровой. Ничего хорошего в ближайшем будущем госмашина населению не обещает, только проблемы и неприятности. Шелин полагает, что поэтому и с разработкой «образа будущего» возникают проблемы.