В Крыму растет недовольство Россией и россиянами. Жители полуострова чувствуют себя людьми второго сорта на своей родной земле. От былого восторга от присоединения к России остались жалкие осколки, написала на страницах интернет-издания Крым.Реалии местный политолог Евгения Горюнова.
Зарплата и работа.
Главная проблема для крымчан – хлеб насущный. Согласно официальной статистике, в январе - мае нынешнего года средняя зарплата на полуострове составляла 24,6 тысячи рублей, или 10,7 тысячи гривен. Очень даже неплохо, казалось бы, тем более в сравнении с континентальной Украиной, где этот показатель чуть превысил 7 тысяч гривен. Но средняя зарплата в Крыму – очень хитрая цифра: если силовики получают под 100 тысяч рублей и больше, то у нянечки в детсаду зарабатывает в месяц 6 тысяч рублей (2,6 тыс. гривен). Средняя зарплата «нормальных» крымчан – 15-17 тысяч рублей (6,6-7,4 тыс. гривен), «и это вполне приличный доход по местным меркам». Но на него в Крыму прожить затруднительно, особенно те, кто вынужден снимать жилье. Например, из-за наплыва россиян квартиры в Симферополе дико подорожали – за «однушку» просят 20 тысяч рублей (8,7 тыс. гривен). Командировочным из России (их местные прозвали «понаехавшими») эти затраты компенсируют, а местным приходится расплачиваться из своего скудного заработка.
Но и для тех, кто квадратными метрами обеспечен, средней зарплаты на нормальную жизнь не хватает, потому что цены на полуострове заоблачные, даже «понаехавшие» с их высокими зарплатами жалуются, а что уж говорить о местных?
Почему же крымчане не переходят на другую, лучше оплачиваемую работу? Потому что таковой там просто нет: все лучшие должности заняли приезжие из России или привезенные гастарбайтеры. На стройку крымчанину не устроиться – предпочитают завозить рабочих из Центральной Азии: им и платить можно намного меньше (а то и вовсе без заработанного оставить), и платы за сверхурочные, как «развращенные Украиной» крымчане, не требуют, вкалывают по 16 часов в день без выходных и живут в нечеловеческих условиях.
Пробовали крымчане выехать на заработки в Россию, но их там слишком часто «кидают на деньги»: обещают высокую зарплату, а расплачиваются копейками.
По квалификации крымчане россиянам ни в чем не уступают, а нередко и превосходят их. Так, работникам банков и прочих финучреждений приходится учиться вести бухгалтерию и отчетность в бумажном виде, о котором они уже и забыли, ведь «под игом Киева» работали исключительно на компьютерах. На нормальную работу местные в Крыму сегодня могут устроиться только по блату – если есть родственник во власти.
Бизнес.
Для крымского бизнеса самое страшное не российские лицензии и непомерные налоги, запутанные бюрократические процедуры, драконовские штрафы. Самое поганое – это отсутствие работы, ведь все лакомые заказы достаются российским фирмам. Небольшую часть заказов оставили для родственников и друзей местных власть предержащих. А для остальных выгодные контракты уже который год остаются несбыточной мечтой. Выход один – продавать свой бизнес тем же россиянам за копейки.
Местных производителей целенаправленно изводят под корень, даже крупные предприятия. Некогда «КрымМолоко» процветало и обеспечивало весь регион качественной молочкой. Сейчас оно банкрот, а крымчан поят молочным фальсификатом российского производства.
Крымские растениеводы и так загибаются без днепровской воды, а животноводов добивают дорогими кормами и невыполнимыми требованиями вет- и санслужб. В итоге поголовье свиней по сравнению с «украинским периодом» сократилось на 25 процентов, крупного рогатого скота – на 35 процентов, овец и коз – на 38 процентов. Фермеры разоряются и в службу трудоустройства не идут, пополняя ряды неучтенных безработных.
Социалка.
Устроить ребенка в детсад или школу для местных – то же самое, что найти нормально оплачиваемую работу. «Понаехавшие» пользуются законными льготами – и чад берут в заведения вне очереди. Неудивительно, что на начало нынешнего года очередь в детские дошкольные учреждения в Крыму выросла до 28,5 тысяч малышей.
Туристы.
После присоединения полуострова к России закономерные исчезли все туристы – кроме граждан РФ, естественно. Но российский курортник уже не тот, как во времена украинского рыма. Тогда они сорили деньгами – курс рубля и украинские цены позволяли. Теперь в Крыму совершенно иной российский турист – экономящий на мороженом, требующий у таксиста 10 рублей сдачи и предпочитающий кустики платному туалету.
По «русской национальной традиции» окурки и обертки от мороженого российские туристы предпочитают бросать под ноги, даже если урна рядом. В ответ делающие им замечание крымчане получают столь же «национальный» посыл куда подальше: мол, мы вас вызволили, а вы тут так освободителей встречаете? Так что мнение и бизнесменов, которые раньше на многочисленных туристах за короткий курортный сезон себе на жизнь на год зарабатывали, и рядовых крымчан к россиянам сильно отличается от того, что было весной 2014 года. Как в русской народной поговорке: от любви до ненависти – один шаг.
Крымчане оказались в гостях на родной земле. А нежелательных гостей, как известно, в любой момент могут попросить на выход.
«Позднее прозрение – это все-таки лучше, чем вера в “освободителя Путина”. Только вот переголосовать уже не получится», – подытожила Евгения Горюнова.