Состоявшиеся недавно дебаты Алексея Навального и Игоря Гиркина прокомментировал Леонид Бершидский. Он утверждает, что даже самые ярые противники действующего российского лидера не могут предложить приемлемую альтернативу президентскому видению страны. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Российский медийщик Леонид Бершидский в своей публикации для Bloomberg напоминает, что на минувшей неделе состоялись дебаты между двумя известными в России оппозиционными деятелями. От либералов выступил Алексей Навальный, борец с коррупцией, заявивший о своей готовности участвовать в президентских выборах 2018 года, хотя вероятность включения оппозиционера в избирательный список крайне мала.
Несмотря ни на что, Навальный пытается вести себя так, будто Россия является нормальной демократической страной. Оппозиционер открыл несколько предвыборных штабов, которые регулярно подвергаются нападениям, а активистов задерживают. Он продолжает комментировать из собственной телестудии текущие события, в этой студии и состоялись его дебаты с Игорем Гиркиным, представившим ультранационалистическую сторону.
Отставной офицер и националист Гиркин, также известен как Стрелков, действуя в неофициальном порядке, развязал войну на Донбассе в 2014 году. Жертвами этой войны уже стали около 10 тысяч человек. Стремясь получить больше контроля над пророссийскими боевиками на Донбассе, агенты Кремля отстранили Гиркина от командования террористическими подразделениями.
Сейчас Гиркин, которого в Киеве считают террористом и военным преступником, живет и работает в Москве, где получает военную пенсию. Бывший террористический министр обороны утверждает, что политических амбиций у него нет, но среди деятелей российского правого крыла, представленных при путинском режиме так же слабо, как и либералы, Гиркин считается культовой фигурой.
Инициатором дебатов стал именно Гиркин, бросивший вызов Навальному, последний воспользовался возможностью для увеличения количества своих потенциальных избирателей. По большому счету в дискуссии участвовали двое мужчин средних лет, не обладающих какой-либо властью и с сомнительными политическими перспективами. Модератором дебатов стал бывший редактор либерального телеканала.
Несмотря на изначально прогнозируемую сомнительную ценность разговора, сотни тысяч человек просмотрели теледебаты. Судя по всему, россияне соскучились по реальным дискуссиям и политическому соперничеству, весьма эффективными полемистами являются и Навальный, и Стрелков. Однако дебаты показали, что между двумя участниками дискуссии намного больше сходств, чем различий. В ходе дебатов участники играли картами, которые раздал России президент Путин.
Оппозиционеры определяли главного врага.
Наибольшее количество разногласий между соперниками на дебатах возникло в опросе определения врага. Навальный полагает, что главным врагом является российский клановый капитализм, который расцвел во времена Ельцина и Путина. Оппозиционер планирует наказать тех, кто обогащается незаконным путем и упорядочить огромную систему государственных закупок, на которую на сегодняшний день приходится около 37 процентов всего объема российской экономики.
Стрелков ожидаемо главным врагом считает Запад, разваливший Советский Союз и уничтоживший всю российскую промышленность, кроме добывающих отраслей. Президентов Ельцина и Путина Гиркин называют марионетками Запада, главная задача которых заключается в обеспечении беспрепятственных поставок нефти и природного газа в Европу. Стрелков стремится воссоединить «великую российскую нацию» с помощью объединения в единую страну русских, украинцев и белорусов.
Довольно утопичными кажутся цели Навального и Гиркина, учитывая нежелание соседних стран объединяться и зависимость России от экспорта сырья, порождающую монополизацию и централизацию. Любой человек, который попытается преодолеть эти препятствия, столкнется с разочарованием, испытанным Дональдом Трампом в первые несколько месяцев президентства.
Намного более поразительным Бершидский называет то, насколько взгляды Стрелкова и Навального сходятся в ряде фундаментальных вопросов. Они оба считают администрации Ельцина и Путина частями одного режима и называют русских «крупнейшим разделенным народом в Европе». Навальный сообщил, что считает аннексию Крыма необратимой, а войну скорее расплатой, чем нарушением украинского суверенитета.
Каждый из оппонентов обвинил собеседника в похожести на Путина, в определенном смысле она они правы. В вопросе национальных интересов России участники дебатов разделяю точку зрения президента, оба считают Россию силой «объединяющей народ, распавшийся на части в результате катаклизма». Все остальные заявления с точки зрения западного наблюдателя являются нюансами.
Обвиненный многими современными россиянами во всех грехах Ельцин в 90 годы прошлого века исповедовал либеральное видение европейской России, свободной от имперских комплексов. На сегодняшний день эту концепцию действующий президент сделал абсолютно непривлекательной. Даже Навальный не отстаивает идею европейского будущего для России, что является свидетельством победы Путина.
Бершидский констатирует, что ни один российский политик на данном этапе не может предложить идеологию достаточно воодушевляющую и амбициозную, чтобы конкурировать с концепцией действующего президента. Вполне возможно, что именно поэтому хозяин Кремля остается во власти и подавляет недовольство настолько легко.