Споры о российском будущем в настоящее время сводятся к обсуждению управленческих приоритетов потенциального преемника российского президента. Сергей Шелин утверждает, что настроения в российском обществе следует учитывать в первую очередь. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что на современном этапе эксперты пытаются определить, каким будет российское будущее. Подавляющее большинство аналитиков соглашается с тем, что у президента Путина нет «образа будущего». В последнее время появилось огромное множество прогнозов, описывающих российскую реальность после ухода действующего президента с главной должности страны. По содержанию прогнозы условно можно разделить на две категории:
- эксперты советуют не спешить со сменой режима, поскольку тогда к власти может прийти Навальный или кто-то хуже него, что обернется нацизмом или падением курса рубля;
- со сменой режима советуют поспешить, иначе действующий полностью сгниет и обвалится вместе со страной. Авторы таких прогнозов убеждены, что новая власть в любом случае будет симпатичнее теперешней.
По мнению Шелина, ирония ситуации заключается в том, что в двух случаях советы адресованы интеллигентам, от которых по большому счету ничего не зависит. Так или иначе диаметрально противоположные оценки личностных качеств и политических наклонностей Алексея Навального являются ключевым элементом прогнозов. Вне зависимости от того, каким является характер Навального-политика, от господства над Россией он далек.
Если предположить, что Россия в самом деле созрела для демократии, самоуправления, всемирной открытости и капитализма свободного и гуманного, то вряд ли кто-то сможет страну остановить. Любой более-менее адекватный вождь не станет плевать против ветра и постарается возглавить движение, которому помешать не сможет. Проблема заключается в том, что ни к одной из вышеуказанных привлекательных перспектив современная Россия не готова.
Действующий российский режим нисколько не помогает государству подготовиться к приходу позитивных изменений. Ни одним из своих действий чиновники не пытаются приблизить государство к свободе, самоуправлению, открытости и современности. Это наблюдение можно назвать ответом людям, которые призывают немного подождать, чтобы ситуация нормализовалась сама по себе.
Напоминает обозреватель, что в свое время действующий президент возглавил Россию под лозунгом возрождения центральной власти, фактически разваленной региональными элитами. Волна авторитаризма возникла не на ровном месте или по приходи нового вождя. Авторитаризм соответствовал широким общественным пожеланиям. Россия того времени была готова именно к такому курсу, хотя вряд ли кто-то мог предположить, как далеко он зайдет.
Последнее слово за народом.
На сегодняшний день можно видеть, что авторитарная политика привела страну обратно к феодальной неразберихе. Современность нельзя считать буквальным повторением прошлого, но контроль вертикали власти над происходящим в стране слабее, чем несколько лет назад, власть президента лишь на первый взгляд кажется абсолютной. В современной России население так или иначе зависит от того, что условно именуется «государством». Но каждый знает, что какая-нибудь государственная клика может напасть практически в любой момент. В столице и регионах между кланами охранительно-коммерческого типа ведутся феодальные войны за право обдирать местное население.
Шелин предполагает, что если именно так выглядит подготовка к демократии то россиянам следует готовиться скорее к диктатуре феодалов. В крупных городах возможен приход к власти процветающих сегодня кланов, но новые должности представители элит используют только для взаимной грызни и грабежа подданных.
Напоминает журналист, что в России не признается ни мелкая, ни крупная частная собственность, независимый от казны бизнес практически прекратил свое существование, отсутствует автономное правосудие. Незаконной объявляется любая деятельность, которая не приносит прибыли конгломерату контрольно-сыскных структур. На данном этапе нет причины ожидать некосметических перемен, поскольку руководящее сословие однородно и насквозь пропитано антиобщественным духом.
По убеждению Шелина, разрушить эту гармонию может только податное сословие, возмущенное паразитизмом верхушек. Только сильное давление снизу способно отрезвить отдельно взятые отряды номенклатуры. Однако требования низов на сегодняшний день довольно скромные. Население возмущается коррупцией, цинизмом чиновников и ростом бедности, но не требует прекращения войн, не интересуется милитаристскими тратами и не полагается на выборные структуры. Такое отношение к происходящему вокруг можно воспринимать как заявку на твердую и справедливую руку, о желании получить самоуправление и саморазвитие речь не идет.
Справедливости ради следует признать, что не все голоса в России сливаются в один хор. Есть люди, требующие настоящих прав и свобод вместо привилегий для начальственного сословия, не все безразличны к настоящей демократии, но такие люди в меньшинстве. Большинство тем временем требует и продолжит требовать более простых вещей. Подавляющему большинству нужно уважение к своей мелкой собственности, патерналистское попечение, более-менее добросовестное правосудие и подавление феодальных извращений.
Журналист призывает осознать, что Россия оказалась в феодальном тупике, вряд ли выход из него будет быстрым, коротким и демократичным. В обозримом будущем может возникнуть новоиспеченная автократия, которая, в свою очередь, может превратиться в первую ступеньку на пути к выходу, если общество не позволит ей разгуляться. В любом случае последнее слово за гражданами, 20-летнее молчание еще не значит готовность молчать еще 20 лет.