Правозащитные организации «Солдатские матери» остались чуть ли не единственным источником, где граждане РФ – родители, жены, родные – могут получить хоть какую-то информацию о своих близких, отправившихся на войну в украинский Донбасс. Об этом – сюжет на телеканале Настоящее время.
В отличие от Кремля и Министерства обороны РФ «Солдатские матери» признают, что на востоке Украины воюют, получают ранения, становятся калеками и гибнут российские парни. Попадают туда они разными путями, рассказал Александр Горбачев, юрист организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Часть – по приказу командования (или настойчивому предложению отцов-командиров, что для армии одно и то же), другие – в качестве наемников, желающих «срубить бабла по легкому» на чужой крови. По другой градации россиян, воюющих в Украине, можно разделить на идейных (отстаивают с оружием в руках свои политические убеждения) и хапуг, которыми движет только жажда наживы. Но перед украинскими законами они ничем не отличаются друг от друга.
Горбачев вспоминает, как еще в начале агрессии России против Украины в 2014 году к ним обратилась мать российского военнослужащего. Окольными путями она узнала, что ее сын попал в плен. Оказалось, что он оказался в Донбассе во время своего отпуска. Правозащитники помогли его обменять, и солдат вернулся в свою военную часть. Но тут же взял новый отпуск и опять отправился на восток Украины!
Известны случаи, когда контрактники и офицеры российской армии наотрез отказываются от «командировок» на восток Украины. Например, к «Солдатским матерям» обратились контрактники из Мурманской области, которым объявили о переводе в Ростовскую область с последующей «помощью братским народам». Правозащитники подняли шум, и в итоге командиры контрактников отступили – мол, их не так поняли. Аналогичный случай был и с солдатами-срочниками в Ленинградской области.
Юрист предупредил, что украинцам все равно, какого врага они уничтожают или взяли в плен – идейного или наемника. И точно так же все Минобороны РФ, которое в любом случае будет отказываться от них, упорно твердя, что военнослужащих российской регулярной армии на востоке Украины нет, а значит никакой официальной помощи от родины они не получат. А в случае гибели родные погибшего солдата даже не будут знать, как погиб родной им человек: Минобороны РФ отделывается стандартной формулировкой – мол, при исполнении служебных обязанностей.
Сегодня к «Солдатским матерям» обращается намного меньше людей, чем в годы чеченских войн, отметил Горбачев. Власти делают все, чтобы замолчать сам факт войны в украинском Донбассе, родным погибших выплачивают многомиллионные компенсации в обмен на их молчание, а правозащитникам не дают работать – начиная от наездов пожарных инспекторов и заканчивая признания их организаций иностранными агентами.