Три года назад российское правительство ввело ответные меры на санкции Запада – так называемые антисанкции, ограничившие поставки мяса, птицы, рыбы, овощей, фруктов, молока из Европы, США, Канады, Австралии.
Попытки ввезти на территорию Российской Федерации запрещенных продуктов карались демонстративно жестоко – их давили бульдозерами, сжигали, заливали известью и т. п. По данным Россельхознадзора, за этот период было уничтожено 17 тысяч тонн, в том числе 16 тысяч тонн растительной продукции. ФАС объявило о заведении 4 уголовных и 270 административных дел о правонарушениях эмбарго.
Но россиян больше волновал не идеологический, а практический вопрос: как изменились цены на еду за эти три года антисанкций. Ответ не в их пользу: продукты питания за этот период, несмотря на все заверения чиновников об импортозамещении, выросли в 1,5 раза – значительно больше официальной инфляции. Рыба и морепродукты официально подорожали на 66 процентов, молоко и молочные продукты – на 57 процентов, плодоовощная продукция – на 44 процента, мясо и птица – на 20 процентов.
Политика импортозамещния не дала ожидаемых результатов: в прошлом году завоз продуктов питания из-за границы составил около 25 млрд. долларов, что на 42 процента меньше, чем было в досанкционном 2013 году. Но, как отметила директор РАНХиГС Наталия Шагайда, «по говядине, фруктам и сыру рост производства не компенсировал снижение импорта».
Есть еще один важный фактор – качество импортозамещения. По данным соцопроса «Ромира» в июне нынешнего года, количество недовольных качеством мяса и молочки выросла в 2 раза – до 15 процентов, ухудшение качества колбасных изделий за последний год отметили 18 процентов россиян, рыбы – 19 процентов, овощей – 17 процентов, а недовольных сырами составило 27 процентов.