Высокопоставленные чиновники продолжают регулярно убеждать россиян, что национальная экономика уже полностью приспособилась к санкциям Запада. На днях и министр промышленности и торговли Денис Мантуров покозырял официальными статистическими данными.
«Объективности ради, надо признать, что экономика и впрямь получше себя чувствует, чем в 2015-2016 годах», – написал в своем блоге на сайте радио Эхо Москвы известный российский экономист Игорь Николаев. Есть целый ряд объективных причин для такого выверта многострадальной российской экономики.
Во-первых, в момент введения санкций Запада российская экономика худо-бедно, но все же перешла на рыночные рельсы. Пусть и кривоватая-косоватая, но свою одну из главных характеристик – высокие адаптационные возможности – она использовала. Благодарить за это нужно реформаторов-рыночников 90-х годов прошлого столетия, которых нынешняя власть столь не любит.
Во-вторых, почти двукратный рост стоимости нефти – с 30 долларов за баррель в начале прошлого года до нынешних более 50 баксов за бочку.
В-третьих, наличие Резервного фонда, который осенью 2014 года насчитывал 90 млрд. долларов, а сегодня – менее 17 млрд. Правда, его остатков хватит только на этот год.
В-четвертых, антироссийские санкции были «не такими уж и тяжелыми»: негативные последствия дали, но оказались не критическими.
В-пятых, «определенное стимулирование импортозамещения произошло».
И в-шестых, что особенно важно, негатив от санкций в основном компенсировал народ, заплатил в прямом смысле этого слова: реальные денежные доходы населения падают четвертый год подряд.
Получается, подчеркнул Николаев, объяснить, почему западные санкции и российские контрсанкции не разрушили до основания экономику РФ можно. И жить под санкциями можно.
«Ну, да, жить можно… но разве же это жизнь?» – прямо спросил авторитетный экономист.
А пофигистская позиция российской власти (мол, «не мы вводили, не нам и ставить вопрос об их отмене») ведет к тому, что мы и дальше обречены так болтаться в десятых долях процентов роста национальной экономики. И это нужно признать – в первую очередь тем спичрайтерам, которые программы для президента пишут на его следующий срок.
«Санкции – это как хроническая болезнь: жить можно, но болезнь есть болезнь, и качество жизни при ней иное», – подытожил Игорь Николаев.
Автор: Александр Дынниченко