Со дня вступления России во Всемирную торговую организацию прошло 5 лет. Эксперты утверждают, что членство в организации принесло стране немало пользы, но максимального позитивного эффекта достичь не удалось. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
После 18 лет переговоров 22 августа 2012 года Россия стала 156 членом Всемирной торговой организации. Во время вступления в ВТО страна взяла на себя ряд обязательств, выполнить которые планировалось на протяжении ближайших нескольких лет. В числе требований снижение таможенных пошлин на продукцию АПК, промышленные товары, иностранные лекарства, медицинское оборудование, автомобили, химическую продукцию и другие товары. В ответ другие страны-члены организации должны были снять или снизить ограничения на ввоз российской продукции.
Относительно последствий вступления в ВТО 5 лет назад у российских чиновников были довольно позитивные ожидания. В Минэкономразвития ожидали снижения цен на многие продукты питания, лекарства, одежду, мебель, автомобили и другие группы товаров. Занимавший тогда должность главы ведомства Андрей Белоусов рассуждал о том, что вступление России в ВТО улучшит деловые отношения государства с другими странами, в числе которых Китай. Бывший глава Минфина Алексей Кудрин называл вступление России в ВТО способом повысить конкурентоспособность экономики страны и стимулировать ее развитие.
Подводя итоги пятилетнего членства страны в организации, современные эксперты в большинстве своем отмечают, что эффект оказался не слишком заметным. Ключевую роль в этом сыграли сопутствующие факторы – война санкций, падение стоимости нефти и девальвация рубля. Подтверждают эту точку зрения и представителей Минэкономразвития. Директор департамента торговых переговоров Максим Медведков в интервью РИА Новости рассказал, что никакие серьезные изменения в среднесрочной перспективе в связи с членством России в ВТО не прогнозировались, что и произошло. Чиновник уточнил, что ситуация в экономике определяется иными факторами, чего следует ожидать и в дальнейшем.
Профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Портанский объясняет, что вопрос о последствиях присоединения России к ВТО следует рассматривать только вместе с оценкой теперешнего состояния экономики страны. Общеизвестно, что состояние это является достаточно тяжелым. На время вступления России в Организацию, члены переговорной делегации предполагали, что серьезные экономические реформы, инициированные правительством, начнутся в ближайшее время.
Инициаторы присоединения страны к ВТО понимали, что прежняя экономическая модель, основанная на эксплуатации природных ресурсов, себя изжила, поэтому изменения вскоре начнутся. Понятно, что для экспорта нефти и газа членство в ВТО принципиального значения не имеет. Эксперт напомнил, что после кризиса 2008-2009 года Россия столкнулась с самым серьезным падением внешнеторгового оборота из всех стран G20. После снижения уровня потребления углеводородов в мире сильно сократились показатели российского экспорта.
Возглавляющая на время ведения переговоров о вступлении в ВТО Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что для положительного сальдо торгового баланса российским предприятиям нужно производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. Это значит необходимость перехода на другую экономическую модель и развитие современных технологий. Портанский убежден, что после предположительного изменения экономической модели Россия действительно могла получить неплохую выгоду от членства в ВТО.
По утверждению эксперта, в 2012 году эксперты прогнозировали, что позитивные последствия для экспорта Россия ощутит приблизительно через 7-10 лет после вступления в Организацию. На данном этапе российские эксперты ощутимого позитивного эффекта в обозримом будущем не ожидают. Пока в государстве ощущаются только небольшое выгоды от исчезновения ограничений для отдельных статей экспорта.
К примеру, улучшения фиксируются в транспортных услугах. Кроме того, более привлекательными стали поставки отдельных товаров на внешние рынки – в Евросоюз, Китай и США. Основной эффект, по утверждению эксперта, ощущается тогда, когда страна начинает экспортировать и осваивать новые рынки.
Говоря о негативных последствиях присоединения России к ВТО Портанский констатирует, вряд ли есть смысл обсуждать эту сторону вопроса, поскольку все причины нынешнего состояния российской экономики находятся внутри страны. На проблемы, возникшие у российской экономики, никакого эффекта ВТО не оказывает. Торговые споры, которые ряд стран начал вести с Россией после присоединение страны к ВТО, эксперт считает обычным рабочим процессом для организации, никакой политической подоплеки в них нет.
Научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель последствия от вступления в ВТО называет минимальными. Большого плюса или минуса Россия от этого события не получила. Само по себе вступление в Организацию почти никак не меняло обязательства России, взятые страной на себя ранее.
Напомнил эксперт, что подготовка России к вступлению в ВТО растянулась почти на 20 лет и предусматривала большое количество изменений торговой политики. После непосредственного присоединения изменения частично дополнены. Учитывая предпосылки, Кнобель объясняет, что никаких значительных эффектов от этого события в принципе не следовало ожидать, хотя в целом эффект положительный и выражается в нескольких десятых долях процентного пункта ВВП.
Убежден эксперт, что в условиях антироссийских санкций ВТО выступила ограничением для партнеров по ведению более значительных защитных мер. Меры, явно противоречащее нормам организации, Россия может оспаривать. По утверждению аналитика, без членства в ВТО после введения санкций России пришлось бы столкнуться с большим количеством торговых ограничений. Санкции против России принимаются с учетом статьи генерального соглашения о тарифах и торговле, предусматривающей введение ограничений по соображениям национальной безопасности.