Результаты состоявшихся недавно в России муниципальных выборов прокомментировал Максим Трудолюбов. Он утверждает, что выборы продемонстрировали власти рост влияния оппозиционеров. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своей публикации для американского издания Newsweek старший научный сотрудник института Кеннана и главный редактор независимой деловой газеты «Ведомости» Максим Трудолюбов пишет, что состоявшиеся во многих российских областях в воскресенье, 10 сентября, выборы оказались одновременно скучными и многообещающим. Граждане выбирали в основном глав органов местного самоуправления, во многих регионах выборы были лишены соревновательного компонента и служили только способом узаконивания назначенцев Кремля в статусе чиновников.
В Москве, тем не менее, сложилась интересная ситуация. Произошедшее не смогло поколебать позиции действующей власти, но все же нарушило привычный сонный ритм крайне предсказуемых российских выборов. На выборах мэра в 2013 году Алексей Навальный продемонстрировал народную альтернативу тактике ведения кампании «сверху-вниз», которая, как правило, применяется Кремлем.
В ходе недавних выборов группа инициативных политтехнологов, которые, как и оппозиционер Навальный, не относятся к кругам, где господствует Кремль, нашли способ сделать предвыборные кампании кандидатов из народа более успешными. Около года назад решили попытать счастье в местных выборах 37-летний бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков и 33-летний бывший член муниципального совета одного из столичных округов Максим Кац.
По большому счету никакой власти не имеют члены местных советов, но Гудков и Кац все же решили помочь некоторым независимо мыслящим москвичам выбрать таких же кандидатов. В сформированном списке претендентов оказались довольно молодые люди, которым удалось получить как минимум 266 мандатов, что составляет 15 процентов мест в советах столицы. В распоряжении правящей партии «Единая Россия» оказалось 1154 мандата.
Достигнутый оппозиционерами результат нельзя назвать слишком большим, но получение достаточного количества мест в советах очень важно. Мандаты во всех 110 избирательных округах позволят оппозиционному кандидату пройти региональный избирательный фильтр. Для регистрации в качестве кандидата на губернаторскую должность нужно получить определенное количество голосов сторонников, являющихся членами муниципальных советов. В этом смысле кампания оппозиционеров оказалась не слишком успешной.
Количество выигранных мест не позволит кандидату от оппозиции принять участие выборы губернатора Московской области в следующем году. Законодательные препятствия, созданные для того, чтобы помешать аутсайдерам принимать участие в выборах губернатора, оказались действительно довольно эффективными. Однако с учетом новизны подхода результаты оппозиции действительно впечатляют.
Власть решила не мешать.
Лидеры оппозиционного проекта сформировали единую платформу, открытую для кандидатов, представляющих большинство движений, независимых от правящей партии. Платформа стала своеобразным инкубатором, благоприятной почвой для кампаний политических, а не для бизнеса. Помощь Гудкову и Кацу оказывал Виталий Шкляров, американский политтехнолог белорусского происхождения, который работал в предвыборных штабах Барака Обамы, Берни Сандерса и некоторых претендентов на губернаторские должности в США. В результате муниципальные выборы в Москве сам политтехнолог назвал одной из самых успешных своих кампаний.
Из более чем тысячи кандидатов 267 одержали победу, каждый в своей маленькой битве. Всего предвыборная кампания привлекла около 50 миллионов рублей, таким был бюджет на всю тысячу кандидатов. Шкляров с гордостью сообщил, что команда тратила приблизительно по 2 доллара на каждого кандидата в день.
Свою роль сыграло и правительство. С легкостью московские власти могли помешать независимым оппозиционным кандидатам участвовать в выборах, но решили этого не делать. На работу городского правительства места в муниципальных советах почти никак не влияют, но занимать их приятно. Рекламировать предстоящие выборы муниципальные власти не стали, сделав ставку на низкую явку избирателей. Очевидно, чиновники надеялись на то, что пенсионеры и бюджетники по своему обыкновению придут на участки и проголосуют за нужных депутатов.
Явка избирателей оказалась действительно очень низкой, но 15 процентов проголосовавших москвичей приняли несколько неожиданных решений. В районах с высокой долей избирателей, придерживающихся оппозиционных взглядов, низкая явка сыграла против действующей власти. Претенденты на получение мандатов агитировали через социальные сети и мобилизовали оппозиционно настроенный электорат.
Желаемого результата оппозиционерам удалось добиться в центральном и юго-западном округах столицы. Немало внимания в соцсетях уделено тому факту, что на избирательном участке, где в качестве избирателя зарегистрирован действующий президент Путин, представлена только оппозиция. Хотя, вполне возможно, что глава государства внимания на результаты выборов даже не обратил, как и многие другие люди. Переворот оказался символическим, но результаты кампании имеют значение.
Инновационный подход избирательного штаба оппозиционеров проанализируют кремлевские политтехнологи и оппозиционные группы. В кампании приняли участие в качестве кандидатов, менеджеров и добровольцев тысячи людей, от полученного опыта они будут отталкиваться в будущем. В процессе подготовки к выборам деятельность их скорее напоминала некую игру, но с элементами прикладной политики. В любом случае успех оппозиции на муниципальных выборах будет учитываться в будущем.