В последнее время довольно часто появляются сообщения о национализации коммерческих банков в России. Эксперты утверждают, что в конечном итоге рядовым гражданам придется расплачиваться за политику властей. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Часто в последние годы появляются в российских информационных источниках сообщения о том, что очередной коммерческий банк лишается лицензии, поскольку не смог справиться с возникшими проблемами. За 2016 год Центробанк прекратил деятельность 97 кредитных организаций. За последние неполных 5 лет лицензий лишились 343 банка. На сегодняшний день в России осталось менее 600 коммерческих банков, хотя 10 лет назад эта цифра была почти вдвое больше.
Некоторые «больные» коммерческие банки смогли избежать процедуры банкротства с помощью ухода «под крыло» других организаций. Примечательно, что ранее Центробанк не занимался оздоровлением проблемных банков, но на каком-то этапе в зону риска попали системообразующие банки. В конце лета под угрозой ликвидации оказался банк «Открытие», один из системообразующих. В Центробанке решили спасать банк с помощью Фонда консолидации банковского сектора, сформированного за счет средств регулятора.
Через короткое время стало известно, что об аналогичной помощи Центробанка попросил Бинбанк, который также является довольно крупной коммерческой кредитной организацией. Возглавляющая Центробанк Эльвира Набиуллина утверждает, что все действия ведомства направлены исключительно на «оздоровление банковского сектора, избавление от слабых игроков». Некоторые наблюдатели называют происходящее «зачисткой».
Эксперты констатируют, что все больше банков постепенно переходит под контроль государства. По сути, государство национализирует банковский сектор, что в перспективе может привести к снижению качества финансовых услуг и росту инфляции. Следует напомнить, что подобная политика обходится бюджету недешево – только за 2013-2015 годы на эти цели потрачено 3,4 триллиона рублей.
Директор консалтинговой компании Nova Team Вадим Жартун при оценке ситуации предлагает в первую очередь отказаться от обтекаемых формулировок. Он объясняет, что нет на самом деле никакой санации, поскольку эта процедура применяется для жизнеспособных банков, оказавшихся в тяжелой ситуации. «Открытие» и Бинбанк на современном этапе являются финансовыми учреждениями с околонулевым или даже отрицательным капиталом. Поэтому ни о какой санации нет смысла говорить, есть национализация и переход банков в государственную собственность.
С другой стороны, следует учитывать, что именно национализируется. Эксперт утверждает, что национализируют на самом деле дыры в капитале, то есть убытки. Это значит, что после соответствующего решения Центробанка россияне берут на себя бремя убытков крупнейших банков. После решений о национализации «Открытия» и Бинбанка каждому экономически активному россиянину предстоит заплатить около 10 тысяч рублей убытков. Необходимые деньги либо будут изъяты из резервов, либо предстоит ощутимый скачок инфляции.
По мнению эксперта, в краткосрочной перспективе национализация проблемных банков позволяет сохранять некоторую стабильность системы, избежать паники и веерных банкротств, что можно назвать позитивным эффектом. Однако в долгосрочной перспективе негативных эффектов больше. Жартун подчеркивает, что государству зарабатывать деньги не нужно, поскольку их всегда можно привлечь с помощью акцизов и налогов у населения. Аналогично государственному банку не нужно зарабатывать деньги с помощью кредитования бизнеса, населения или работы с ценными бумагами.
В итоге банковская система начинает решать проблемы не экономические, а политические. Решаются задачи вроде финансирования очередных «строек века», остальные проблемы остаются за рамками внимания банковской системы. Ограничение функций банковской системы возникает также в результате совмещения ролей регулятора и банка в российском Центробанке. В результате экономика страны лишается механизма развития и даже призрачной надежды на рост.
Директор программы «Экономическая политика» в Московском центре Карнеги Андрей Мовчан отмечает, что частная банковская система в России постепенно прекращает свое существование. Это не значит, что в государстве совсем нет частных банков, имеющих капитал, позволяющий им работать. Однако из 500 банков таких финансовых учреждений остается буквально несколько. В действительности на частный банковский сектор приходится менее 1 процента российского ВВП.
По утверждению экономиста, стране нужна полная перезагрузка. Однако наблюдается обратная тенденция – национализация банковской сферы. Со временем частные банки покидают рынок, остается только несколько крупных государственных банков, которые обслуживают всю страну. После образования картеля все банковские услуги монополизируются. Ни о каком экономическом росте, который может вызвать банковская система, при таких условиях говорить не приходится.
Мовчан полагает, что оставшиеся банки будут кредитовать только те организации и фирмы, которые кредитовать нужно и покупать те бумаги, относительно которых поступят указания. По сути, российская экономика теряет один из потенциальных драйверов роста, который во всем мире неизменно очень хорошо работал. В создавшейся ситуации приятной новостью для рядового потребителя банковских услуг является то, что терять свои деньги ему не придется.
Судя по всему, государство приняло решение не допускать массовой потери денег рядовыми гражданами. Можно надеяться, что предположительная потеря вкладчиками средств повсеместной не будет. С другой стороны, по словам эксперта, при монополизации банковской системы качество услуг будет снижаться. В обозримом будущем оставшиеся в живых банки с неиспорченной репутацией начнут увеличивать стоимость обслуживания, поскольку у населения с каждым днем будет все меньше выбора.
Подчеркивает эксперт, что на сегодняшний день уходят в прошлое те великолепные годы, когда россияне могли с уверенностью назвать свою банковскую систему лучшей, чем западные аналоги. Вполне возможно, что скоро у российских граждан вовсе не останется никаких привилегий или льгот.