Исследования социологов показывают, что немногие россияне готовы протестовать, выдвигая политические или экономические требования. Эксперты по-разному объясняют пассивность российских граждан. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
В исследовании «Левада-центра», опубликованном 28 сентября, говорится, что готовность россиян через протесты добиваться целей политических или экономических по-прежнему остается невысокой. Большинство опрошенных (63 процента респондентов) маловероятными считают массовые выступления в защиту своих прав или из-за падения уровня жизни. Лично участвовать в подобных массовых акциях готовы только 14 процентов респондентов.
По информации исследований, проводившихся социологами ранее, самой высокой готовность российских граждан к массовым протестам была в 2011-2012 годах. В этот период выходить на акции протеста были готовы 17 процентов российских граждан. На протяжении довольно длительного времени россияне не хотят или не готовы участвовать в политическом процессе.
Российская молодежь облучена пропагандой – Лев Гудков.
Директор «Левада-центра» Лев Гудков в интервью констатирует, что по последним данным, начиная с весны текущего года, количество россиян, готовых протестовать, увеличивается. Тем не менее, социолог призывает не рассматривать эту тенденцию как показатель реального общественного выступления или характеристику поведенческую. Скорее всего, речь идет о некотором колебании общественных настроений и это важно понимать.
Подобные движения, по словам эксперта, можно сравнить с колебаниями атмосферного давления. По сути, тенденция не свидетельствует о готовности к реальному участию в политической жизни. На самом деле участие в митингах даже не 14 процентов, а 0,5 процента россиян способно привести к демонстрациям с участием сотен тысяч человек. Скорее увеличение процентных показателей свидетельствует о восприятии общественностью некоего роста напряженности, вызванного общей неопределенностью, ухудшением экономической ситуации и снижением уровня доверия к власти.
Чаще всего о готовности выходить на акции протеста сообщают социологам жители городов. Особенно это касается населения мегаполисов, где больше возможностей получить информацию из независимых от государства источников. Высокие показатели готовности к протестам в 2011-2012 годах эксперты связывают с ростом недовольства политикой президента Путина. Вместе с тем, зафиксировано существенное падение показателей недовольства после аннексии Крыма в 2014 году. Тогда на акции протеста готовы были выходить 8 процентов россиян.
В настоящее время на общую картину политических протестов никак не повлияли протестные акции, инициированные оппозиционером Навальным. В марте и июне 2017 года на митинги пришли тысячи молодых российских граждан. Обманчивым Лев Гудков называет впечатление о поколенческом переломе, после которого молодежь вышла на улицы. Он объясняет, что в подобных протестах доля молодежи всегда была небольшой, около 15-17 процентов от общего количества участников.
Как правило, молодежь воздерживается от участия в разного рода политических акциях. Однако в случае демонстраций в Москве в марте и июне заранее было известно о наличии риска. Каждый из участников акций хорошо понимал, что полиция будет действовать довольно жестко. Поэтому обычный состав протестных акций, в которых чаще всего принимают участие люди в возрасте около 50 лет и старше, просто не пошел на митинги. На этом фоне более заметным стало участие в протесте молодых россиян.
Подчеркивает социолог, что на митинги вышли подросшие дети среднего класса. Эта категория населения, как правило, остро реагирует на усиление идеологического давления в школах и институтах, а также выражает недовольство авторитарным режимом. Поэтому участие в акциях молодых людей можно считать выступлением не политическим, контркультурным. В целом современная молодежь, по словам Гудкова, является наиболее провластно настроенной категорией населения.
Нынешняя молодежь ранее прошла социализацию, получила образование в период утверждения действующего властного режима. Принципиально важным моментом социолог называет то, что на протяжении длительного времени на сознание молодых россиян воздействуют методы пропаганды. Гудков констатирует, что молодежь полностью облучена пропагандой, что объясняет многие особенности мировоззрения целого поколения.
Для изменения судьбы страны достаточно и 2-3 процентов граждан – Леонид Волков.
Данным социологов не доверяет руководитель предвыборного штаба Алексея Навального Леонид Волков. Он убежден, что уровень протестных настроений среди россиян на самом деле увеличивается вместе с количеством желающих принимать участие в уличных акциях. Обращает внимание Волков на то, что недавно команда оппозиционера провела 6 крупных встреч в регионах и каждый раз мероприятие публика воспринимала как самое большое политическое событие в истории города за минувшие 20 лет.
По утверждению руководителя штаба Навального, уровень активности российских граждан можно назвать высоким. Примечательным моментом он называет то, что встречи проводились буквально в последние 10 дней, что доказывает готовность россиян выходить на улицу ради политики. Присутствие на акциях в регионах большого количества людей Волков считает более показательным, чем «любые кабинетные цифры».
С другой стороны, по мнению оппозиционера, не настолько скромной, как кажется на первый взгляд, является цифра 14 процентов. Он напоминает, что перемены, как правило, совершаются активным меньшинством. Достаточно всего 2-3 процента людей, которые одновременно выходят на улицы, чтобы кардинально изменить политический ландшафт в стране.