Ситуацию, сложившуюся в российском социуме на современном этапе, прокомментировал Игорь Эйдман. Он утверждает, что в стране набирает обороты движение, которое можно назвать православным джихадизмом. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Российский социолог, эксперт по социологии Интернета Игорь Эйдман в публикации на своей странице в социальной сети Facebook пишет, что война фанатиков с фильмом «Матильда» представляет собой лишь одно из проявлений растущего движения в российском обществе. Движение, активно набирающее сейчас обороты, можно назвать православным джихадизмом. По аналогии с исламистами, людей в окружающем мире «православные джихадисты» делят на «правоверных», то есть их самих и единомышленников, и «врагов истиной веры».
В понимании представителей этого движения единственно правильная православная цивилизация противопоставляется остальному миру. При этом остальной мир рассматривается как пространство «абсолютно бездуховное», в котором все базируется исключительно на материалистических ценностях.
Констатирует Эйдман, что лидеры «православного джихада» неизбежным считают военное столкновение между правильным «русским миром» и порочным Западом. Подобное противостояние указанные люди называют неотвратимым и убеждены, что все честные русские люди просто обязаны принять участие в глобальной битве. Одним из лидеров «православного джихада» социолог называет бывшего террористического министра обороны донбасских боевиков Игоря Гиркина.
Примечательно, что не пугает новых «джихадистов» даже потенциальное начало ядерной войны. Другой лидер этого движения, протоиерей Дмитрий Смирнов, ранее заявил, что боится лишь одного. Возможным священнослужитель считает то, что не найдутся люди, у которых хватит мужества нажать заветную ядерную кнопку, поскольку «народ измельчал духовно».
Напоминает социолог, что в 90 годы православные фундаменталисты в России пребывали на обочине общественной жизни. Подъем этого движения начался в годы правления Путина, когда наиболее воинственно настроенная часть российской правящей элиты (так называемые силовики) пришла к власти. Среди российских «ястребов» есть много выходцев из спецслужб, которые еще во время службы в советском КГБ прониклись ненавистью к западным демократическим ценностям.
В ходе реализации российской агрессии против Украины силовикам понадобились услуги «православных джихадистов». Под чутким руководством спецслужб клерикалы сумели сформировать «Русскую православную армию Донбасса» и другие подобные группировки сепаратистов. Фактически контролируемые Россией Крымский полуостров и Донбасс затем стали настоящими заповедниками православного фундаментализма.
Обращает внимание Эйдман на то, что параллельно с активизацией в России православных фанатиков чеченский лидер Кадыров создал в республике фактически исламистское государство. В Чечне запрещена продажа алкоголя, за «неправильную одежду» женщин избивают, геи оказываются в тайных пыточных тюрьмах, где умирают. Недавно тысячи людей, включая множество вооруженных, в центре чеченской столицы угрожали джихадом Мьянме за преследование мусульман.
Активизация клерикальных экстремистов выгодна хозяину Кремля.
Тот факт, что президент Путин допускает все вышеуказанные события, социолог Эйдман объясняет рядом причин. В первую очередь имеет значение то, что религиозные фанатики хорошо вписываются в созданный внутри России режим, который совершил поворот к практически средневековой идеологической архаике. Кроме того, главе государства выгодна активизация разных клерикальных экстремистов, на фоне которых он сам выглядит почти либералом.
Испуганный средний класс смотрит на российского президента как на единственного гаранта стабильности. В аналогичном контексте хозяина Кремля начинают воспринимать и на Западе. Внутри России и вовне страны все чаще можно услышать утверждения о том, что после предположительного ухода Путина ситуация ухудшится. Перед очередными президентскими выборами российские власти пытаются убедить общественность страны и мира в том, что без Путина обязательно будет война, поскольку только жесткая авторитарная власть якобы способна обуздать и удержать под контролем разного рода экстремистов.
Тем не менее, все подобные утверждения, по мнению социолога, являются только элементами пропагандистской риторики. Проблема на самом деле заключается в том, что экстремисты в России уже давно пришли к власти. Эйдман подчеркивает, что люди, управляющие внешней и оборонной политикой России, в действительности мыслят приблизительно так же, как и «православные джихадисты».
Ключевым элементом идеологии действующего российского президента и его окружения социолог называет извечное противостояние России и Запада. В этой концепции Россия представляет собой оплот традиционных ценностей и морали, последний бастион христианских традиций, который пытается уничтожить погрязший в греховном гуманизме и гомосексуальном разврате Запад. Однако даже такое восприятие мира не мешает российским «патриотам» выводить в западные страны ворованные деньги и с удовольствием пользоваться всеми «греховными» благами.
Подчеркивает Эйдман, что именно «джихадистские» настроения толкнули Москву на агрессию против Украины, которая совершила проевропейскую революцию, и на интервенцию в Сирию. Во многом настроения в Москве объясняют беспрецедентную программу перевооружения российской армии. К 2020 году на 70 процентов армия будет оснащена новым оружием, программа также предусматривает строительство 6 новых авианосцев. Не исключено, что страна готовится к большой войне, одновременно занимаясь экспортом «православного джихадизма» в европейские страны.