Состоявшиеся в России в минувшую субботу массовые акции комментируют представители экспертной среды. Дмитрий Травин констатирует, что для Кремля передел власти и денег важнее, чем борьба с оппозиционными активистами. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Кандидат экономических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин в своей публикации пишет, что бурные события минувшей субботы в разных городах, связанные с акциями сторонников оппозиционера Навального, позволяют сделать некоторые выводы. В частности, можно оценить состояние протестного движения в современной России на теперешнем этапе и перспективы его развития в будущем.
Одним из самых показательных моментов является резкий контраст между отношением властей к протестам в Москве и Санкт-Петербурге. Субботняя акция в столице прошла сравнительно мирно. Несмотря на то, что в Петербурге протест в принципе не мог завершиться никаким свержением власти, по отношению к протестующим были использованы довольно жесткие методы. На некоторое время московских активистов даже пустили на Манежную, питерских, шедших неизвестно куда, начали хватать и лупить.
Нет смысла пытаться определить причину разницы в отношении к протестующим в разных городах. Очевидным моментом можно назвать лишь то, что деятельность по разгону подобных акций на высшем государственном уровне не координируется, решение принимают мэры и губернаторы в силу своего понимания ситуации. Одни местные чиновники демонстрируют великодушие, другие предпочитают «давить и не пущать». Это значит, что в Кремле протесты никого не волнуют.
Травин полагает, что по большому счету проблема протестов в понимании Кремля скорее техническая, чем политическая. В Навальном президент Путин не видит конкурента, все слова пропагандистов об угрозе майданов предназначаются только для промывания мозгов населению и сплочения масс вокруг вождя. В реальности в России нет возможностей для Майдана и никакие иностранные агенты их создать не могут.
Личное благосостояние и власть на первом месте для Кремля.
Эксперт считает, что о том, чем действительно взволнован Кремль, можно судить по отношению власти к Навальному. В принципе, оппозиционера вполне могли лишить свободы на несколько лет вместо 20 суток. Даже за провинности, меньшие по масштабу, чем ведение оппозиционной деятельности, российских активистов на 2 года лишали свободы. А вместо этого Навального только на время «нездоровой» активности аккуратно изолируют. При этом никто не создает препятствие для активности «здоровой». Судя по всему, деятельность оппозиционера кому-то выгодна.
По утверждению Травина, определить выгодоприобретателя будет трудно, если рассматривать Кремль как единый механизм. В действительности Кремль представляет собой некую совокупность враждующих «башен», которые делят между собой деньги и высокие посты, соперничают за заветную «близость к телу». Самой высокой из сегодняшних «башен» является занимающий пост премьера Дмитрий Медведев.
В ближайшем будущем властному режиму предстоит пройти через очередные «выборы Путина», после которых возможно формирование нового правительства. В этом контексте важным аргументом является история Навального «Он вам не Димон». Оппозиционер высмеял и политически унизил самую высокую из башен. Президент Путин, как известно, не снимает соратников под давлением, но нельзя исключать, что с учетом многих других обстоятельств важным окажется вклад Навального в победу над Медведевым. Убежден эксперт, что для влиятельных людей из путинского окружения захват премьерской должности является более интересной задачей, чем устранение оппозиционера из политики. Поэтому противников Медведева в качестве временного «союзника» Навальный устраивает.
Самой важной проблемой для действующей властной элиты Травин называет внутренние разборки, поскольку результатом их является перемещение между большими карманами миллиардных сумм. На фоне многочисленных карманов и миллиардов любой Навальный выглядит мелким. Даже в случае потери режимом устойчивости владельцы карманов с миллиардами без труда смогут выехать за рубеж. Поэтому первичной задачей является личное обогащение, поддержка режима на втором месте в списке приоритетов.
В результате Навальный может существовать как часть российского политического ландшафта. Оппозиционер решает стратегическую задачу влиятельных людей и с помощью антикоррупционных разоблачений повышает свою известность в качестве политика.
Благоволящие оппозиционеру «башни» с помощью Навального решают задачу тактическую. Они дискредитируют конкурентов, борющихся за высокие посты. С другой стороны, у Навального в тактическом плане не может быть шансов (к выборам оппозиционер не допущен), поэтому он занимается решением стратегических задач. Для «башен», рассматривающих Россию исключительно как место для наживы, не существует стратегических задач, они стремятся получить максимальный размер наживы, чтобы затем сбежать.
Еще одним выводом, который позволяют сделать акции 7 октября, является констатация того, что протестное движение в России опять идет на спад. Причиной в данном случае является вовсе не плохая организация московского митинга сторонниками Навального, о чем говорят некоторые эксперты. На самом деле, по словам эксперта, недолговечность протестных волн является общей тенденцией – без конкретного дела и цели протест рано или поздно идет на спад. В выходе на несанкционированную протестную акцию без Навального фактически отсутствует какая-либо цель. Кроме того, немногие современные россияне действительно верят, что с помощью проведения митингов можно добиться участия оппозиционера в выборах.