В последнее время довольно часто российские чиновники рапортуют об улучшениях в стране. Сергей Шелин констатирует, что разработанный властью способ подъема российской экономики понравится далеко не всем гражданам. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что люди, следящие за российскими казенными хрониками, хорошо знают, что начальники хозяйственных ведомств, отвечающие в стране за финансы, промышленность и торговлю, наперебой докладывают президенту об ускоряющемся росте экономики. Лидеру страны, судя по всему, говорят о том, что он хочет услышать, каждый технократ должен в совершенстве владеть техникой придворного обхождения.
Очевидно, что национальный лидер ждет новостей о хозяйственном подъеме, поэтому окружение старается оправдывать надежды. На первый взгляд кажется, что ожидания не базируются на какой-либо управленческой доктрине. На днях хозяин Кремля рассказал о планах на будущее немецким бизнесменам. Он сообщил о работе над усовершенствованием законодательной базы, устранением избыточных административных барьеров и намерении довести долю малого и среднего бизнеса в стране до 40 процентов к 2030 году.
В целом, по словам обозревателя, планы российского президента ничем не отличаются от аналогичных концепций прежних периодов его правления, начиная с 2000 года. Поэтому возникает иллюзия отсутствия идей. Однако кроме риторики следует обращать внимание также на конкретные поступки. Планы, контуры которых можно увидеть в принимаемых решениях, говорят о наличии рецепта подъема экономики. Составляющими этого плана являются следующие тезисы:
- расставить на все должности технократов (людей абсолютно послушных, избегающих самостоятельных решений). Задача таких чиновников заключается исключительно в выполнении высочайших приказов, исключительно мудрых по умолчанию;
- наращивать мощь контрольно-надзорной машины без лишних колебаний. Каждый человек – чиновник, коммерсант или рядовой гражданин – должен сильно и постоянно бояться сделать что-то неправильное;
- завершить процедуру сведения государственных доходов и расходов, начало процессу положено еще в позапрошлом году. Обязательным при этом является сохранение (но без увеличения) огромных силовых затрат и урезание прочих расходов – от пенсионных пособий и до финансирования медицины и строительства дорог;
- обеспечение подъема передовых отраслей экономики с помощью выдачи заранее отобранным предпринимателям денег казенных и полуказенных для финансирования красиво изложенных проектов.
Рост возможен, но только инерционный.
В указанной концепции нет места для свободного предпринимательства. Вместо этого есть низкая инфляция, сбалансированный бюджет, поэтому доверенный и подконтрольный бизнес будет чувствовать себя уютно. В разработанном проекте нет также надежд на свободный приток инвестиций или пространства для творческого труда работников. Нужные показатели экономического роста должны обеспечивать верные и послушные люди, нацеленные высшим начальством на выполнение правильных заданий.
Подобный рецепт действительно способен в перспективе обеспечить рост экономики, но численные показатели впечатляющими вряд ли будут. В текущем году прогнозируется двухпроцентный подъем, половину роста могут обеспечивать ловкостью собственных рук сотрудники статистического ведомства. Оставшийся 1 процент втрое меньше, чем средний показатель по миру, но, во всяком случае, ситуацию нельзя назвать полностью застойной. Некий намек на рост российская экономика все же продемонстрирует, если что-то совсем печальное не произойдет.
Эксперты из Центра развития ВШЭ называют подобную перспективу вполне реальной, поскольку инерционные темпы роста экономики при сохранении стоимости нефти в диапазоне 50-60 долларов за баррель в 2018-2020 годах будут составлять 1-1,5 процента. С другой стороны, имеет данный сценарий и негативную сторону. Профильные специалисты напоминают, что за последний десяток лет, в отличие от других государств, в России сократились расходы на здравоохранение и образование. Поэтому при сохранении теперешних бюджетных приоритетов в ближайшие годы Россия еще больше отдалится от развитых стран и приблизится к государствам третьего мира.
Судя по всему, с неприятными тенденциями решили смириться, хотя чиновники не спешат соглашаться с другим наблюдением экспертов ВШЭ. Они установили, что попытки вывести на свет «теневой сектор» приведут только к замедлению незначительного роста экономики. Аналитики обращают внимание на то, что наиболее «прозрачными» являются в российской реальности казенные сектора хозяйства, но эффективными их назвать невозможно.
Среди возможных явлений в будущем, по мнению обозревателя, следует ожидать некоторых показательных процессов. Видимо, государственные субсидии будут получать не те лоббисты, которые способны сделать что-то полезное, а владеющие искусством сочинения красивых заявок, с использованием слов, совпадающих с настроением начальства. Вместе с тем, несмотря на активно ведущуюся «борьбу с коррупцией», личные связи никто не отменял. После завершения очередной волны централизации сверху будут поступать заведомо некомпетентные или бессмысленные инициативы.
Скорее всего, в ближайшее время Россию ждет рост медленный и усугубляющий отставание страны от внешнего мира. Главной особенностью экономического роста будет приспособленность его к странностям российского режима. Очевидно, что любой результат, полученный при реализации разработанной концепции, будет преподнесен как успех.