Резонансную историю с ученой степенью министра Мединского прокомментировал Сергей Лесков. Он утверждает, что по количеству неудачных инициатив чиновник уже давно превысил все допустимые нормы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Журналист и литератор Сергей Лесков в своей публикации пишет, что правило о соответствии масштаба руководителя направлению, за которое отвечает его ведомство, должно соблюдаться неукоснительно. Поэтому по логике известной поговорки с министра дорог в России не нужно чего-либо требовать, теоретически могут не хватать звезды с неба главы МВД и Минздрава, министр юстиции для убедительности может прикрывать глаза повязкой.
Русская культура во всем мире на отдельном счету, даже самые ярые русофобы не могут спорить с ее значимостью. Поэтому глава российского Минкульта по определению должен быть личностью безукоризненной и примерной. В свое время первым главой Минкульт в СССР стал Пантелеймон Пономаренко, начальник Центрального штаба партизанского движения, которого, по слухам, Сталин видел своим преемником. Личность нынешнего главы российского Минкульта позволяет сказать, что самым важным для современников искусством является цирк с конями. За последнее время чиновник озвучил ряд беспрецедентных по своей глупости инициатив:
- предложение об установке памятника маршалу Маннергейму в Санкт-Петербурге;
- продвижение строительства Аллеи правителей России авторства Церетели, исполненной по одному лекалу;
- появление немецкого шмайсера на памятнике Калашникову, как напоминание о споре относительно авторства АК;
- привлечение к экспертной оценке реставрации исторического центра Санкт-Петербурга движения с неоднозначной репутацией «Белое дело»;
- возбуждение уголовного дела в отношении заместителя министра, заподозренного в денежных махинациях;
- скандал вокруг «Седьмой студии» и режиссера Серебренникова;
- апофеозом стала история с диссертацией министра. Возможное лишение чиновника докторской степени пока обсуждается.
Чем ответит на обиду своенравная Клио?
Судя по многим авторитетным отзывам, вклад труда Мединского в историю сомнителен. Однако в свою персональную историю, министр, безусловно, влип. Позитивным моментом возникшего скандала чиновник считает рост интереса публики к исторической науке. Некоторые россияне считают, что министру, как чиновнику, стоящему на страже высоких нравственных ориентиров русской культуры, от звания доктора следует отказаться. Причиной при этом указывают брезгливость, желание сберечь репутацию и отвращение к суетливой перебранке.
Некоторые скептики сомневаются в том, что историю нужно считать наукой. Аргументом они называют то, что по заказу политических режимов история нередко меняется, документы редактируются или уничтожаются. Выяснению правды история не служит, но предлагает фундамент для строительства нынешней политики. Именно поэтому у каждого политического оппонента своя версия истории. Сложно представить существование национальной математики или ядерной физики, но с историей невозможен противоположный вариант.
Доктор исторических наук Владимир Мединский довел создавшуюся ситуацию до предельной черты цинизма. Министр убежден, что историческая правда представляет собой систему мифов, которая работает в пользу конкретного режима. В результате в повествовании не может быть ни мифов, ни правды, определяется только его польза. Данное описание не соответствует определению науки.
Это значит, что министр Мединский стал доктором науки, существование которой он сам отрицает. По мнению журналиста, бессмысленно оспаривать тезисы диссертации министра, чтобы чиновник отказался от своей спорной научной работы. Необходимое решение глава Минкульта может принять лишь после смены власти, когда Мединский безо всяких напоминаний начнет переписывать свои труды.
В этом плане главу Минкульта Лесков называет «совершенно непотопляемым» и «начисто лишенным научной принципиальности». Доктор наук, подходящий под указанное описание, всегда пригодится власти. В то же время журналист сомневается, что в своем стремлении министр Мединский остановится.
Предполагает писатель, что в будущем глава Минкульта будет бороться за титул академика, что выглядит логичным и неизбежным шагом. Одним из символов современной эпохи, по убеждению Лескова, является повальное стремление российской элиты к экономическим и научным званиям. В значительной степени потакание лжеученым, ставшим академиками, стало причиной ухода из должности президента РАН Владимира Фортова.
Академическое или научное звание, по убеждению обозревателя, не является столь вожделенными ни в одной стране мира. Интересным наблюдением можно назвать обнаружение тесной связи между активностью научной жизни и популярностью научных титулов. Наблюдение показывает, что со снижением градуса научной жизни возрастает точка кипения страстей вокруг научных титулов.
Еще одной закономерностью Лесков считает обратно пропорциональную связь между количеством научных мантий чиновников и вниманием государства к науке. На современном этапе дистрофическая российская наука не может найти силы для противостояния с бюрократией. Судя по всему, будущим историкам предстоит выяснить, почему в царские и коммунистические периоды чиновники не стремились стать профессорами, но с наступлением демократических времен тенденция эта появилась.