Доходы от продажи нефти по цене 60 долларов и выше за баррель пополняют оскудевшие российские резервы. Дополнительные доходы могут быть использованы для покрытия бюджетного дефицита или финансирования модернизации. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Сверхдоходы от продажи нефти по цене за баррель 60 долларов и больше пополняют российские резервы. Вполне ожидаемо возникает вопрос об оптимальным способе использования доходов. Поступающие средства могут быть использованы для обеспечения бюджетного дефицита или финансирования мероприятий, направленных на модернизацию и реформирование. Очевидно, что для снижения зависимости России от нефтяных колебаний недостаточно только сформированной финансовой «подушки безопасности».
Для достижения результата необходимым шагом является внесение кардинальных изменений в структуру экономики. Теоретически возможность реализовать реформирование может дать организация некоего «штаба реформ». Ранее вице-премьер Игорь Шувалов призывал Минэкономразвития стать таким штабом, хотя бы неформально. Глава правительства Дмитрий Медведев, судя по сообщениям прессы, предложил обсудить создание мозгового центра реформирования за пределами существующих ведомств.
В ходе подготовки программы экономического развития действующий российский президент примет во внимание все имеющиеся предложения, но на какой-то один из трех предложенных вариантов опираться не будет. Об этом в пятницу заявил Игорь Шувалов. Ранее вице-премьер предположил, что Минэкономразвития должно выступить «неформальным штабом экономических реформ», и «координатором мысленных процессов» других министерств и экспертного сообщества.
Сейчас в прессе появляются сообщения о том, что премьер-министр Медведев требует создать мозговой центр для разработки методов ускорения экономического роста. Видимо, речь идет о работе отдельной структуры, которая будет выполнять свои функции параллельно с министерствами, а не на их базе.
Пока эксперты и чиновники пытались найти ответ на организационные вопросы, в минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета, второе чтение запланировано на 17 ноября. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что бюджет отвечает задачам, которые стоят перед Россией. Речь идет об обеспечении высоких темпов роста экономики и восстановлении доходов населения.
В экспертном сообществе придерживаются иного мнения. Аналитики предупреждают об угрозах для экономического роста и потребительского спроса, связанных с искусственным занижением доходной части бюджета и существенным урезанием расходов по отношению к ВВП. Вместе с тем в пятницу стоимость нефти марки Brent превысила на биржевых торгах отметку 60 долларов за баррель.
В аналитическом отделе компании Nord FX обращают внимание на то, что рост нефти выше показателя 60 долларов за единицу поставки произошел впервые с июля 2015 года. По информации российского Минфина, нефть Urals близка к аналогичному рекорду. За период с 15 сентября по 14 октября средняя цена барреля нефти этого сорта составила 55,6 доллара.
Куда будет направлен поток «лишних» нефтедолларов?
Ценовой показатель 60 долларов за баррель является ориентиром, к которому стремятся власти многих нефтедобывающих стран. Весной в прессе появилась информация о том, что Саудовская Аравия и некоторые другие члены ОПЕК хотят добиться в 2017 году роста котировок примерно до 60 долларов за баррель. Видимо, картель намерен в дальнейшем удерживать котировки на этом уровне, хотя демпинговая война между отдельными экспортерами и рост сланцевой нефтедобычи не исключены.
На фоне сегодняшних котировок и оптимистичных прогнозов экспертов заложенная в проекте бюджета стоимость нефти выглядит сильно заниженной. Согласно бюджетному прогнозу, в 2018 году стоимость нефти Urals составит 43,8 доллара за баррель и опустится до 41,6 доллара за единицу поставки в 2019 году.
В экономическом прогнозе, который вместе с проектом бюджета внесен в Госдуму, сообщается, что в него заложена «реализация бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией бюджетных правил», предусматривающей среди прочего фиксацию базовой цены нефти марки Urals на уровне 40 долларов за баррель в реальном выражении. В документе объяснялось, что все сценарии прогноза предусматривают связь между первичными расходами федерального бюджета и нефтегазовыми доходами, которые рассчитываются при базовой цене на нефть.
Власти не скрывают, что рассчитывают на получение нефтяного «излишка», даже если он будет создан искусственно. Вопрос заключается в том, сможет ли российское правительство разумно распорядиться «лишними» приблизительно 20 долларами с каждого барреля, если котировки в будущем удержатся на текущем уровне. В пояснительной записке говорится, что новая конструкция бюджетных правил представляет собой «ключевой механизм снижения зависимости внутренних экономических условий от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры».
Авторы документа пишут, что дополнительные доходы, поступающие в бюджет в 2017 году, на финансирование расходов бюджета использованы быть не могут. Опыт предыдущих кризисов показывает, что накопления на черный день с одной стороны действительно помогают бюджету избежать больших неприятностей. С другой стороны, когда резервы «проедаются», страна оказывается в еще более сложной ситуации – без накоплений и с прежней неэффективной структурой экономики, которая порождает последующие кризисы.
Накопление резервов помогает временно решить проблемы и залатать дыры. Реформы позволяют в принципе избежать в будущем ситуации, когда падение нефтяных цен приводит к сильной разбалансировке бюджета. Для проведения структурных реформ нужны вложения в развитие и модернизацию вместо жесткой экономики и искусственного занижения всех параметров.