Причины высокой популярности российского президента пытаются определить представители экспертной среды. Дмитрий Травин констатирует, что со временем сократится количество желающих пойти за вождем в «последний бой». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Кандидат экономических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин в своей публикации пишет, что огромное множество откликов и комментариев интернет-пользователей вызвала песня «Дядя Вова, мы с тобой». На фоне Мамаева Кургана группа детей поет о готовности отвоевать Аляску, хотя в агрессивность этих детей многие не верят. С другой стороны, не у всех есть сомнения в будущей агрессивности поющих детей, поскольку россияне в последнее время не только песни пели, но сделали многое для возрождения во всем мире представлений о России, как о державе достаточно агрессивной.
В свое время террористический министр Игорь Стрелков сетовал, что на Донбассе добровольцев ему не хватало. Недавно он признался, что среди людей, которые записывались в его отряд, подавляющее большинство составляли местные жители. То есть, на словах огромная Россия готова была поддержать борьбу с «бандеро-фашистами», но на практике практически ничего не предпринимала. В действительности соседняя большая страна почти не жертвовала ни кровь, ни даже деньги. Отсутствуют в России масштабные народные инициативы, направленные на укрепление армии или поддержку жителей Крыма, о финансировании сепаратизма на Донбассе даже речь не идет.
Между тем в российской истории довольно частыми являются эпизоды, когда военные действия стимулируются народом, готовым поддержать государство деньгами и кровью. Примерами подобной жертвенности в свое время была деятельность ополчения Минина и Пожарского, война с Наполеоном, освобождение славян на Кавказе и Вторая мировая война. На сегодняшний день подобные инициативы отсутствуют.
Риторика и поступки россиян не совпадают.
Социологам и журналистам россияне рассказывают о величии России и коварстве НАТО, но продолжают с радостью ходить на американские фильмы, покупают импортные автомобили, прислушиваются к советам иностранных кутюрье. По образу жизни россияне превратились в людей западного мира, но по риторике остаются представителями старой империи. По утверждению профессора, изучение российского общества по личному опыту позволяет обратить внимание на некоторые очевидные вещи:
- массовые опросы дают информацию лишь о проблемах, реально волнующих население. Из исследований можно узнать о том, чувствуют ли на себе респонденты влияние экономических трудностей или за кого планируют голосовать на выборах. В случае если человека спрашивают о том, что не относится к его повседневной жизни, он часто начинает транслировать сведения, полученные из телепропаганды. При отключении пропаганды или изменении содержания пропагандистских лозунгов подобные мнения быстро меняются.
- в праздных разговорах россияне склонны к литаниям и ламентациям. Обыватели просто жалуются на жизнь, но ничего не делают для изменения ситуации к лучшему. Современная российская интеллигенция часто сетует на реальные и вымышленные «обиды», нанесенные Западом. Многие при этом желают жить в Европе, но переехать не могут из-за низкой квалификации, незнания языков и солидного возраста. Бытовые проблемы волнуют российских обывателей больше, чем размещение возле российских границ американских ракет, но обвинять в собственных проблемах проще других. Поэтому россияне жалуются на Запад, сетуя вовсе не на то, что является для них серьезной проблемой;
- многие из не нашедших своего места в жизни и не ощутивших положительного эффекта реформ 1980-1990 людей нуждаются в идентификации с кем-то сильным и уверенным в себе. Принадлежность к группе, возглавляет которую сильный лидер, создает иллюзию успеха и позволяет легче переносить собственные неудачи. Очевидно, что подобным лидером в России стал «дядя Вова». Поэтому миллионы людей испытывают сильную психологическую потребность быть вместе с ним, любить его и ощущать своим вождем.
Именно в силу указанной причины россияне на словах поддерживают политику президента, тем самым пытаясь заговаривать самих себя. Российские граждане убеждают тебя в том, что коллективный «успех» крымской истории может компенсировать низкую зарплату, сложные жизненные условия и отсутствие уверенности в будущем. Если бы хозяин Кремля дружил с Западом для совместной борьбы с терроризмом, миллионы россиян были бы настроены больше против арабских стран, чем против США, Украины или Польши;
- экономические проблемы, возникшие в результате кремлевской внешней политики, плохо осознаются широкими слоями населения. На первый взгляд очевидным выглядит то, что ухудшение отношений с Западом снижает инвестиционную привлекательность, негативно влияет на динамику капитала, создание рабочих мест и уровень реальных доходов. Однако многие россияне связи не видят. Более того, часто граждане не понимают, что связь между репутацией России, инвестициями и уровнем жизни может действительно существовать.
Широко распространенным среди российских граждан является представление о том, что Путин и Лавров – хорошие, а чиновники и олигархи – плохие. Президента и главу МИДа россияне хвалят, поскольку Путин и Лавров якобы показывают всему миру, насколько Россия является сильной, а ответственные за экономику лица бездельничают. Медианные обыватели считают, что экономические начальники должны активнее наводить в стране порядок, строить заводы, контролировать цены и отнимать деньги у вороватых олигархов для передачи средств государству.
По утверждению Дмитрия Травина, современный российский обыватель является не грозным оккупантом, готовым взять в руки автомат Калашникова и вторгаться на Аляску. Среднестатистический россиянин является человеком, получившим поверхностное образование и во многом разочаровавшимся. Когда-то россияне искренне симпатизировали Западу, надеясь, что Россия сможет быстро догнать европейцев по уровню потребления. Сегодня российские граждане по-прежнему желают иметь все блага западного мира, но понимают, что могут получить только крохи. Профессор предполагает, что подросшие детишки, занятые поиском работы в условиях стагнации, утратят идентификацию с действующим президентом.