При оценке перспектив российской экономики мнения экспертов отличаются. В прогнозах МВФ оптимизма больше, чем в ожиданиях Росстата и российского Центробанка. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Представители Международного валютного фонда в обновленном прогнозе отметили, что ожидают от российского ВВП по итогам текущего года роста на 2 процента. Судя по всему, прогноз иностранных специалистов базируется на устаревших данных, российское статистическое ведомство зафиксировало ухудшение экономической ситуации. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о завершении периода восстановительного роста, что значит продолжение замедления в будущем.
Эксперты Высшей школы экономики предупреждает, что кардинальные структурные сдвиги отсутствуют, а рост ВВП происходит, видимо, за счет внедрения неэффективных проектов. Поэтому положительный тренд в российской экономике является неустойчивым. Тем не менее, по улучшенному прогнозу МВФ вместо прежних 1,8 процента роста ожидается увеличение российского ВВП на 2 процента.
Примечательно, что октябрьский вариант с прогнозом 1,8 процента также был заметно улучшен по сравнению с апрельскими ожиданиями. Весной в МВФ оценивали рост главного экономического показателя по итогам года на уровне 1,4 процента. О предстоящем ускорении экономического роста специалисты МВФ заявили по итогам визита в Россию миссии Европейского департамента Фонда. Выводы миссии на своем официальном сайте разместил Центробанк.
В публикации говорится, что эксперты констатировали рост кредитования, восстановление прибыльности банковского сектора и сохранение относительно высоких цен на нефть. Кроме того, эксперты подтвердили эффективность проводимой Центробанком кредитно-денежной политики и высоко оценили предусмотренные в федеральном бюджете на 2018-2020 годы планы по сокращению дефицита с помощью нового бюджетного правила. Стабильным эксперты МВФ назвали состояние российского банковского сектора.
В то же время, аналитики Центробанка несколько иначе оценивают перспективы российской экономики. В конце прошлой недели в Госдуме глава Центробанка Набиуллина заявила, что годовой прирост ВВП в текущем году составит 1,8 процента. Главный банкир уточнила, что сейчас российская экономика растет темпами, близкими к потенциальным, «возможным при данной структуре и производительности экономики».
Набиуллина отметила, что по оценке Центробанка, государству удалось компенсировать 95 процентов падения экономики, которое произошло с 2015 года. По сезонно сглаженным показателям степень восстановления составляет 99 процентов. Это значит, что период восстановительного роста почти завершен.
Восстановительного роста эксперты не заметили.
Очевидно, что восстановительный рост характеризуется довольно высокими темпами, но длиться вечно он не может. По мере исчерпания эффекта низкой базы восстановление замедляется. С другой стороны, сложно понять, какие именно тенденции Центробанк рассматривает как восстановительный рост. Трудно назвать таковыми колебания около нуля в конце прошлого года или несостоявшийся прорыв, зафиксированный по итогам второго квартала, когда годовой рост ВВП достиг показателя 2,5 процента. Вряд ли зафиксированные показатели позволяют говорить о полноценном восстановлении после кризиса.
Из анализа, представленного специалистами Центра развития ВШЭ, видно, что, к примеру, после кризиса 2009 года восстановительный рост действительно был бурным, особенно на фоне текущих значений. Пик падения пришелся на второй квартал 2009 года, когда ВВП в годовом выражении сократился на 11,2 процента. Затем спад замедлился, в первом квартале 2010 года российская экономика продемонстрировала рост сразу на 4 процента в годовом выражении, во втором квартале произошло ускорение до 5 процентов.
На сегодняшний день можно наблюдать иную картину. Антирекордными были 2 квартала в 2015 году – во втором и четвертом квартале падение в годовом выражении составило 3,4 и 3,2 процента соответственно. Затем падение замедлилось, но не прекратилось. Впервые годовой рост на 0,3 процента ВВП продемонстрировал только в последнем квартале прошлого года. Период ускорения оказался непродолжительным, рост прекратился в третьем квартале текущего года.
Октябрьские данные Росстата по динамике промышленного производства не вселяют оптимизма. За прошлый месяц промышленность показала нулевую динамику по отношению к октябрю предыдущего года. Зафиксированный показатель оказался лучшим значением года за исключением февраля, когда промышленное производство сократилось на 2,7 процента к аналогичному месяцу 2016 года.
Представители правительства февральский спад объяснили искажениями, вызванными високосным 2016 годом. Однако даже тогда проблему нельзя было объяснить только високосным годом, поэтому параллельно у чиновников появлялись другие версии происходящего. В правительстве указывали на погоду, методику подсчета и иные причины. Поэтому не исключено, что оригинальное объяснение вскоре будет найдено также для октябрьского ухудшения показателей.
Экономисты в свою очередь призывают обращать внимание не на количественные показатели, а на качество роста. В ноябрьском обзоре Центра развития ВШЭ «О чем говорит ВВП» сказано, что краеугольным камнем любого экономического роста является устойчивость, которая определяется его качеством. Анализ структурных сдвигов эксперты называют намного более содержательным, чем оценка характеристик количественных.
По утверждению экспертов, итоги второго квартала свидетельствуют, что под резко ускорившимся (до показателя 2,5 процента в годовом выражении) ростом ВВП на самом деле нет качественных изменений, которые проявляются в заметных структурных сдвигах. Крайние незначительные изменения произошли в отраслевой структуре экономики. Это значит, что положительный тренд следует воспринимать как кратковременное явление.