Россия все больше и основательнее обживается в статусе сырьевого придатка экономики Китая. Доказательства тому известный российский экономист, директор Института стратегического анализа, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев приводит в своем блоге на сайте радиостанции Эхо Москвы.
Торгово-экономические связи России и Китая развиваются по восходящей, правда, с периодическими провалами. Сегодня Китай – самый значимый внешнеторговый партнер России, на его долю приходится 14,8 процента российского внешнеторгового оборота (данные Федеральной таможенной службы (ФТС) по итогам трех кварталов текущего года). А 11 лет назад на долю Поднебесной в внешней торговле РФ приходилось всего 6,5 процента – прогресс очевиден.
Но дьявол кроется в деталях. А именно детали уменьшают эйфорию, когда анализируешь качество российского экспорта (10,6 процента от общего объема) и импорта (21,4 процента) в торговле с КНР.
Во-первых, внешнеторговый баланс не пользу России: за январь-сентябрь поставки из Китая были почти на 8 млрд. долларов больше, чем в обратном направлении: «Получается, что покупаем мы из Китая значительно больше, чем продаём ему».
А во-вторых, что Россия продает и что покупает в торговле с Поднебесной. И здесь структура не в пользу Российской Федерации. По данным ФТС, за первые 9 месяцев текущего года товарами-лидерами, которые Россия экспортировала в КНР, являлись топливо, нефть и продукты их перегонки, а также битуминозные вещества и минеральные воски (аж 67,5 процента от всего экспорта!) и древесина и изделия из нее, а также древесный уголь (9 процентов). То есть на эти две сырьевые позиции приходится три четверти объема российского экспорта в Китай.
А что же ввозим из Поднебесной? Не угадали, не ширпотреб, как в 90-х гг. прошлого столетия. Львиную долю российского импорта из КНР составили две группы товаров. Это ядерные реакторы, а также котлы, оборудование и механические устройства (29,4 процента от всего импорта) и электрические машины и оборудование, а также звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (22,6 процента). Суммарно – 52 процента.
Китайский ширпотреб по-прежнему идет в Россию, но не он определяет структуру торговых отношений двух государств. Так, на долю китайской обуви пришлось всего 3,8 процента российского импорта.
«Называя вещи своими именами, следует признать, что Россия сегодня – сырьевой придаток Китая. Нет, можно, конечно, шутить в том духе, что это не мы – сырьевой придаток, а Китай – наш технологический придаток», в – сыронизировал под конец своего поста Игорь Николаев.
Ха-ха, почему-то не смешно…
Автор: Александр Дынниченко