Положительный экономический эффект для российской экономики от проведения чемпионата мира по футболу будет минимальным, считают российские экономисты.
Сегодня, 1 декабря, пройдет жеребьевка ЧМ-2018, который в июне-июле следующего года пройдет в России. Это большой праздник для болельщиков, а как насчет российских налогоплательщиков?
К концу текущего года Россия потратит на подготовку к проведению Мундиаля 634 млрд. рублей, в следующем – еще 44 млрд. рублей. Всего за 6 лет Россия потратит на ЧМ-2018 13,2 млрд. долларов (по среднему обменному курсу с начала 2013 года по настоящее время). Это будет самый дорогой чемпионат мира по футболу за все время их проведения. Для сравнения: ЧМ-2010 в ЮАР обошелся в 6 млрд. долларов, ЧМ-2014 в Бразилии – 11 млрд. долларов.
Проведение чемпионата мира по футболу будет для России убыточным, уверены российские экономисты. Единовременный экономический эффект от привлечения инвестиций в российскую экономику уже состоялся во время возведения инфраструктуры, а в будущем результат будет отрицательным, причем в долгосрочной перспективе – как в Сочи, где не знают, что делать с объектами, возведенными к Зимней Олимпиаде-2014. Как отметил в комментарии РБК эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов, даже краткосрочный экономический эффект слишком мал, а по окончании Мундиаля он сразу же сойдет на нет: «Для темпов экономического роста конкретного года стоит ожидать эффекта на уровне статистической погрешности». Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский сравнил эффект от проведения ЧМ-2018 для России с внезапным краткосрочным повышением цен на нефть. Он обратил внимание на то, что в большинстве городов, где к чемпионату реконструировали или возвели новые стадионы, инвестиции в инфраструктуру на 100 процентов не окупятся: «В тех городах, где команд высшей лиги нет, это будет лишняя нагрузка, от нее будут стараться избавиться».
Власти не дают своей оценки экономической целесообразности проведения столь дорогостоящего мероприятия, но признают, что это «имиджевый проект».