Представленную оппозиционером Навальным предвыборную программу прокомментировал Сергей Шелин. Программу оппозиционера он называет планом по выводу страны из тупика. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации обозреватель Сергей Шелин пишет, что в экспертных кругах, где знают тонкости бюджетной политики, механизмы работы судебной и охранительной систем, а также ряд других нюансов, предпочитают говорить о программе оппозиционера Навального или плохо, или ничего. В профессиональные стандарты плохо укладываются если не все, то многие предложения из представленного плана. Инициативы Навального эксперты называют дилетантскими и неправильно просчитанными.
Очевидно, что тезис о содержании полумиллионной контрактной армии с 200-тысячной зарплатой обойдется «всего» в 1,2 триллиона рублей выглядит неоднозначным, поскольку не учитывает налоги и сборы, которые дополнительно придется заплатить. Авторы программы Навального не представили даже приблизительные расчеты предположительного размера пенсий после перезагрузки национальной пенсионной системы. Слишком расплывчатым можно назвать также описание реконструкции судебных и полицейских структур. Практически в каждом из пунктов при желании можно найти недочеты, ошибки или другие неприятные моменты.
С другой стороны, нужно помнить, что программа Навального не является планом, который политик начнет осуществлять в 2018 году. Понятно, что даже в случае допуска к избирательной гонке оппозиционер вряд ли смог бы победить. Однако в действительности даже участвовать в выборах он не будет. Фамилию оппозиционера никогда не называет не только сам президент, но и весь высший и средний руководящий класс. Тем самым государственная власть указывает на то, что Навальный и его сторонники не принимают участие в играх, приемлемых в рамках системы.
Частью и ключевым элементом созданной системы является лишь один политик – действующий глава государства, который в марте следующего года сохранит власть. За рамками системы также есть всего один политик, который в марте власти не получит, но намерен в будущем продолжить свою борьбу за право управлять страной. Поэтому программа Навального является единственной политической альтернативой реализуемому сейчас курсу. Среди огромного множества теоретических альтернатив авторства разных экспертов, публицистов и «дозволенных кандидатов» предложения Навального можно назвать единственной политической альтернативой.
Поэтому программу следует рассматривать не только под углом формальных достоинств и недостатков, но и как единственный серьезный оппозиционный политический акт. Главным вопросом в данном контексте является то, к кому обращается Навальный и что намерен дать адресатам своего послания.
Сценарий перемен прописан довольно четко.
Сам оппозиционер называет свою доктрину центристской, выступает против каких-либо революций и предлагает план по превращению России в страну более-менее западного типа. «Прекрасной Россией будущего», по мнению Навального, является страна, которая в 90-х годах эволюционировала в правильную сторону. Элементами политической реальности обновленной России политик считает могущественную, но сменяемую президентскую власть, достаточно высокий уровень свободы и правовых гарантий, а также выборные управляемые структуры власти на всех уровнях.
Оппозиционер считает нужным предоставить в распоряжение отдельным структурам власти собственные источники финансирования. В стране, по убеждению Навального, должен быть высокий военный бюджет, но ограниченное полицейские расходы. «Прекрасная Россия будущего» будет жить в мире с внешним миром, выстраивать конкурентную экономику и станет открытой для осыпанных социальными благами рядовых граждан, освобожденных от маниакального государственного режима в карьере, быту и трудовой деятельности.
В большинстве случаев способы достижения указанных замечательных целей прописаны довольно смутно, иногда даже запутано. Несмотря на явную свою невыполнимость, обещание о заработных платах на уровне 25 тысяч рублей включено Навальным в программу, хоть и в смягченном виде с возможностью осуществления на протяжении 5 лет.
Шелин констатирует, что при желании дилетантский подход в программе Навального можно обнаружить без труда. Также некоторые заметили, что в роли предположительного главы государства самого себя Навальный ущемил не так сильно, как хотелось многим свободолюбивым гражданам. В программе оппозиционного политика речь идет об усилении федерального парламента, но деликатно умалчивается то, перед кем будет ответственно правительство, также ничего не сказано об урезке прерогатив президентской администрации.
Тем не менее, даже учитывая ряд неоднозначных моментов, можно сказать, что само направление перемен указано довольно четко. Программу Навального Шелин описывает как антифеодальный план, который оппозиционер может называть «возвращением к нормальности». В то же время, чтобы добиться превращения «нормальности» в «реальность» нужно отсеять все невозможное, а возможное преподнести в жизнеспособной форме. Также нужно, чтобы в стране возникла коалиция, желающая продолжить историческое развитие именно по этому пути.
По мнению обозревателя, руководящий слой в современном российском государстве, стержнем которого выступают контрольно-силовые структуры, окружен безынициативной гражданской бюрократией и окологосударственными предпринимателями-монополистами с низким уровнем профессионализма. Отдельные государственные структуры способны заинтересоваться некоторыми пунктами из программы Навального, но не всем сценарием в целом. Этот факт не свидетельствует о низком качестве планов Навального, на самом деле система сильно окостенела и далеко ушла в тупик.