Российские и иностранные эксперты оценивают перспективы развития экономики государства в будущем. Евгений Гонтмахер считает, что руководство страны под влиянием глобальной технологической революции начнет модернизацию экономики. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на информационное агентство «Znak».
Современное состояние российской экономики сложно оценивать оптимистично, на протяжении длительного времени основные экономические показатели демонстрируют падение. Авторитетные российские эксперты предлагают собственные рецепты для выхода из кризиса, но пока ни одно из предложений на практике не реализовано. Экономист Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина называет модернизацию российской экономики, общества и государства неизбежным результатом влияния на ситуацию глобальной технологической революции.
Согласно представленным прогнозам от специалистов Организации экономического сотрудничества и развития, на протяжении временного промежутка с 2017 по 2019 год мировая экономика будет расти ежегодно на 3,6-3,7 процента, от российской экономики ожидают роста на уровне 1,5-2 процента. Замедление роста российской экономики Евгений Гонтмахер называет свидетельством того, что страна фактически движется по инерции.
Сравнивая Россию с автомобилем, экономист констатирует, что мотор в механизме не работает, но машина по инерции продолжает двигаться. Рост на уровне 1,5-2 процента свидетельствует о том, что государство использует остатки горючего, но сердце механизма уже фактически остановилось. Эксперт уточняет, что в России работает абсолютно несовременная экономическая модель.
По мнению Гонтмахера, российская модель не является даже механизмом развития государств в 20 веке, поскольку в указанный период европейские и азиатские страны развивались очень быстро. Вместо этого в России действует архаическая модель, с четко определенной вертикалью власти и без гарантий частной собственности. Среди прочего это значит, что в экономической модели практически полностью отсутствуют драйверы развития.
Россия может встраиваться в цепочки создания добавленной стоимости.
В предложенной экспертами КГИ экс-министра Кудрина концепции реформирования одним из пунктов значится необходимость увеличения объемов экспорта, что поможет обеспечить рост российского ВВП до 3-4 процентов в год. Оценивая предложение, некоторые эксперты сомневаются в том, что страна действительно может увеличить объем экспорта каких-либо товаров кроме сырьевых материалов.
Комментируя инициативу, экономист объясняет, что Алексей Кудрин имеет в виду увеличение экспорта, которое возможно как результат реформирования. Стратегия предусматривает реформирование в самых болезненных точках российской системы – суд, правоохранительная система, государственное управление и человеческий капитал. Примечательным моментом является то, что концепция не включает в себя никаких радикальных шагов, связанных с реформированием механизма налогообложения.
Отказ от внесения изменений в налогообложение Гонтмахер называет правильным решением, поскольку на начальном этапе нет смысла реализовать подобные реформы. С другой стороны, успешная реализация реформ в вышеуказанных базовых сферах способна привести к свободе предпринимательства, улучшению инвестиционного климата и в конечном результате экспорт из России начнет увеличиваться.
Уточняет экономист, что при указанном сценарии следует ожидать увеличения не только сырьевого экспорта. По убеждению эксперта, Россия способна встраиваться в цепочки создания добавленной стоимости. Показательным примером он называет то, что самолеты Боинг собираются из сотен тысяч мелких деталей, которые выпускаются в разных странах мира, в том числе в России.
Гонтмахер убежден, что производство такого рода в России может быть увеличено, мощности в машиностроении, металлургии, химии, а также человеческий потенциал позволяют резко расширять производство. Достаточно сильной эксперт называет российскую IT-отрасль. Экономист утверждает, что при создании соответствующих условий в государстве может появиться множество высокопроизводительных предприятий с конкурентоспособной продукцией.
Тем не менее пока в направлениях цифровизации и роботизации производств, а также по показателям производительности передовым странам Россия уступает в разы. На сегодняшний день доля российских предприятий в мировом объеме производства и экспорта высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг составляет доли процента. Экономист Гонтмахер убежден, что стране следует отказываться от ориентации на экспорт сырьевых материалов.
По словам эксперта, актуальная экономическая модель позволит России оставаться на плаву на протяжении ближайших 1-2 лет. На самом деле следует помнить о том, что мир постоянно отказывается от нефти – ученые разрабатывают суперэффективные двигатели, гибриды, электромобили и даже транспорт на водородном топливе. Развитие технологий снижает зависимость государств от бензина.
Необходимой для современной России эксперт называет смену политико-экономической модели. Гонтмахер подчеркивает, что так или иначе 4 промышленная революция заставит россиян изменить экономику. Тем не менее на сегодняшний день в России пока нет осознания опасности, исходящей от промедления. По утверждению экономиста, если государство не начнет адаптироваться к новым условиям, то рискует вылететь на обочину истории раз и навсегда.