В российском государстве постепенно набирает силу волна клерикализации и увлечения мистикой. Эксперты пытаются найти причину таких изменений в настроениях общества, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
В начале декабря уполномоченная по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова анонсировала появление в школах страны новой учебной дисциплины – «Нравственные основы семейной жизни». Позже стало известно, что новый школьный предмет, сокращенно именуемый «семьеведением», одобрен министром образования и науки Ольгой Васильевой. Выпущен даже учебник для данного предмета, авторами которого являются священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина), игуменья Среднеуральского монастыря во имя иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов».
Духовником указанного монастыря, как известно, является старец-схиархимандрит Сергей (Романов). Последний также известен как покровитель секты «царебожников» и духовник «парламентария» Натальи Поклонской. Ознакомившиеся с учебником люди говорят, что книга сильно напоминает издание «Домострой», написанное в 16 веке протопопом Сильвестром. Вполне ожидаемо возникла дискуссия о целесообразности обучения современных школьников на основе труда, написанного 500 лет назад.
Еще одним примером вмешательства духовенства в образовательный процесс является музейно-выставочный комплекс «Россия – моя история». Идея создания комплекса принадлежит председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову). В экспозиции комплекса, открытого в Московском районе Санкт-Петербурга, отсутствуют упоминания о Большом терроре, «Ленинградском деле», диссидентском движении и августовском путче 1991 года.
Несколько событий ушедшего года также свидетельствуют об усилении пропаганды великодержавности и атаке на светский характер государства. Одним из самых ярких примеров является установка памятника Ивану Грозному в Орле, также можно вспомнить Крестный ход по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, масштабную кампанию против демонстрации кинофильма «Матильда», попытки РПЦ сделать Исаакиевский собор своей собственностью и ряд других эпизодов.
Акцент на духовности компенсирует отсутствие программы развития страны.
Российские политологи, публицисты и эксперты по церковной жизни дают оценку создавшейся в государстве ситуации. Писатель и публицист Виктор Драгунский клерикализацию общественной жизни в России называет «побочным эффектом либеральной революции». Он напоминает, что в разгар перестройки популярными были целители вроде Кашпировского, Чумака и другие, проводившие сеансы лечения по телевизору.
Одной из причин возникновения подобных явлений писатель называет архаичность сознания людей, которые часто цепляются за вековые предрассудки и поверья. В ситуации, когда элита общества пропагандирует передовые достижения науки, прогресс и просвещение, население относится к разного рода суевериям более критично. Литератор напоминает, что в советские времена официально признанным был атеизм, в школах преподавали точные науки, граждане знали, как устроен космос и как разлагаются молекулы.
После получения свободы многие вчерашние советские люди начали читать Кафку, верить в сверхъестественные явления и загробный мир. На современном этапе, по словам писателя, волна мракобесия освободилась от оков авторитарной советской власти. Властная элита в свою очередь, следуя пожелания общества, пропагандирует оккультные книги, увлечение спиритизмом, ясновидением и другими предметами, не имеющим никакого отношения к науке вместо поощрения свободомыслия и научных исследований.
Подчеркивает писатель, что «разные неприятные режимы» всегда делали ставку не на прогресс, а на реакцию, вместо акцента на образованные элиты и развитие университетов чиновники предпочитали рассчитывать на черносотенцев. В данном случае, по словам Драгунского, у властей нет никакой программы развития страны, чиновники действуют по принципу «день простоять, да ночь продержаться».
Главной целью российского руководства на современном этапе литератор называет проведение выборов, долгосрочная программа заключается в том, что народ стремятся удержать в узде. При этом важно, чтобы население верило в божественное происхождение власти, ходило в церковь и постоянно было под колпаком. Реализацию этой стратегии эксперт называет способом достичь благосостояния приблизительно миллиона человек, среди которых сама власть и люди, которые ее обслуживают.
По большому счету речь идет об обеспечении безбедной жизни для одного процента российских граждан. С другой стороны, такую стратегию власти население воспринимает неплохо. В современной ситуации россияне «радостно занимаются мистикой и прочими подобными делами».
Учитывая реакцию населения, эксперт считает нужной оценку современной ситуации с точки зрения либеральной. Драгунский констатирует, что нет ничего плохого в процессах, которые позитивно оцениваются большинством российских граждан. При этом очевидно, что отсутствие стратегии развития и замедление прогресса в отдаленной перспективе ничем хорошим для российского государства и общества закончиться не могут.