Специфику формирования информационной повестки в России перед президентскими выборами оценил Сергей Шелин. Он утверждает, что поток хороших новостей усиливается с приближением к 18 марта. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что ответственных лиц долго упрекали за вялость и отсутствие творческого подхода в подготовке народа к предстоящим мартовским выборам. На сегодняшний день ситуация изменилась кардинально – казенная информационная машина фонтанирует хорошими новостями, доставляющими удовольствие множеству россиян.
Видимо, «подарки» чиновники не спешили выкладывать на прилавки заранее, поскольку понимали, что у большинства из новостей срок годности ограниченный. Именно сейчас, когда считанные недели остаются до 18 марта, будущих избирателей засыпают хорошими новостями. При подготовке списка «подарков» учтены интеллектуальные потребности разных прослоек российского населения.
Специально для граждан, исповедующих конспирологию, в широкий оборот запущен блогерский текст под названием «Сорос признал свое поражение в борьбе с Россией». Текст заранее известного содержания сразу же перепечатали многочисленные онлайн-ресурсы соответствующего профиля. На сайте РИА Новости заметка помещена в рубрике «Мнения» и нескольким сотням тысяч любителей конспирологии явно понравилась.
Не менее интересной выглядит попытка разрекламировать мощный очаг процветания в унылой российской экономической действительности. Из всех крупных медиаресурсов днями прозвучала информация о том, что за первые 11 месяцев прошлого года российский экспорт без учета нефти, газа и нефтепродуктов увеличился на 20,8 процента по сравнению с аналогичным отрезком 2016 года.
На первый взгляд новость выглядит как очевидная причина для радости. Тем не менее возникает вопрос, почему чиновники не дождались итогов всего прошлого года перед тем, как давать старт ликованию. Сергей Шелин объясняет, что итоги будут подведены только через месяц, а агитационная кампания так долго ждать не может. Подготовка к выборам проходит в соответствии со своим графиком, который с ритмом работы служб аналитических и статистических не совпадает. С приближением к выборам ежедневно нужно выполнять план по хорошим новостям.
Министр промышленности Денис Мантуров на Гайдаровском форуме сообщил, что за весь 2017 год несырьевой экспорт увеличился на 19 процентов. Формально чиновник не может знать о динамике показателей в точности, но явных причин для сомнения в правдивости слов министра нет. С учетом имеющихся данных можно определить величину экспорта не за 11 месяцев, а за весь 2017 год.
При ближайшем рассмотрении радостное известие не радует.
Во всех публикациях, где речь идет о росте показателей экспорта за 11 месяцев года на 20,8 процента, авторы ссылаются на данные АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Организация кроме решения собственных задач занимается анализом сведений о размерах и структуре российского экспорта, ежемесячно знакомит общественность с результатами исследований. Очередная аналитическая справка РЭЦ всего лишь была мощно растиражирована агитмашиной.
Другие сведения, также опубликованные РЭЦ, позволяют узнать, что за 2012 год российский несырьевой энергетический экспорт достиг показателя 144 миллиарда долларов. По итогам экспортной деятельности на протяжении 2013 и 2014 года объем экспорта продемонстрировал снижение до уровня 142 и 138 миллиардов долларов соответственно. В 2015 показатель экспорта сократился до 118 миллиардов долларов и составил 109 миллиардов долларов по результатам 2016 года. Это значит, что за временной промежуток с 2012 по 2016 год объем экспорта сократился в 1,32 раза.
Если расчеты ведомства Мантурова верны, то за минувший год экспорт, продемонстрировав рост на 19 процентов, достиг уровня почти 130 миллиардов долларов. То есть в прошлом году показатели экспорта превысили результат 2015 и 2016 года, но остаются значительно меньше, чем в докризисных 2012 и 2013 годах. В данной новости нет никакого триумфа или намека на то, что России удалось «слезть с нефтяной иглы». По сравнению с докризисными годами, можно видеть заметное ухудшение ситуации.
Следует также помнить, что несырьевой энергетический экспорт в России состоит в основном из черных и цветных металлов, зерна, пиломатериалов и ряда других товаров с невысокой степенью переработки. По оптимистической оценке РЭЦ, треть объема этой экспортной группы приходится на изделия высокой степени переработки. В прошлом году выручка от продажи изделий этой категории определенно оказалась меньше 50 миллиардов долларов.
Чтобы оценить значимость подобного достижения для России, можно сравнить объем экспорта с показателями нескольких маленьких или средних стран, в экспорте которых несырьевые товары преобладают. По предварительным данным, в 2017 году экспорт Тайваня возрос на 11 процентов и достиг 345 миллиардов долларов, в Таиланде показатель увеличился на 7 процентов до 228 миллиардов долларов, экспорт Польши, прибавив 14 процентов, достиг уровня 221 миллиарда долларов.
Небольшие страны явно больше вовлечены в международную несырьевую торговлю, хотя каждая из указанных экономик в разы меньше российской. Поэтому частичное посткризисное восстановление российского экспорта несырьевых товаров журналисты преподносят как великий триумф. Шелин полагает, что много подобных триумфов пропаганда сконструирует до 18 марта, но о большинстве из них скоро забудут.