Специфический подход российского парламента к борьбе с коррупцией оценивают представители экспертной среды. Александр Сухаренко утверждает, что защита интересов чиновников становится для парламентариев приоритетом. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности России Александр Сухаренко в своей публикации пишет, что днями заместитель бюджетного комитета Госдумы Ирина Гусева предложила заменить принудительными работами арест, ограничение и лишение свободы взяточников и лиц, уличенных в коммерческом подкупе. Представитель партии «Единая Россия» искренне полагает, что применение принудительных работ поможет не только сократить бюджетные расходы на содержание заключенных, но и будет способствовать увеличению доходов за счет удержания части зарплаты принудительных работников.
По мнению народного избранника, утверждение соответствующего законопроекта приведет к «восстановлению социальной справедливости в глазах российского общества». Предложенное нововведение перекликается с ранее отклоненным парламентариями законопроектом о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение (превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов).
Основанием для отказа парламента от утверждения документа в думском комитете по госстроительству и законодательству назвали то, что само по себе превышение стоимости активов над легальными доходами не свидетельствует о незаконном происхождении имущества госслужащих. В этом случае чиновникам предстоит доказывать собственную невиновность, что противоречит части 2 статьи 49 Конституции.
Осужденный на 8 лет за взяточничество бывший губернатор Кировской области Никита Белых в своем последнем слове сравнил коррупцию с беременностью. В контексте использованной экс-губернатором аллегории можно описать, как протекали антикоррупционные роды в минувшем году. В российской Генпрокуратуре сообщают, что за год было вскрыто 245,6 тысячи коррупционных правонарушений, из которых 34,8 тысячи – незаконные правовые акты.
Среди обнаруженных прокурорами эпизодов в основном преступления муниципальных чиновников и сотрудников госорганизаций. В связи с утратой доверия своей должности лишились только 1,2 тысячи чиновников. Наиболее коррумпированными сферами по-прежнему в России остаются государственные закупки (12 тысяч нарушений и 308 уголовных дел), операции с госсобственностью (9,3 тысячи эпизодов и 572 уголовных дела) и бюджетная система (6,5 тысячи зафиксированных фактов и 571 дело).
За минувший год общее количество коррупционных преступлений сократилось до 29,6 тысячи, всего на 10 процентов. По-прежнему основная часть нарушений приходится на Центральный, Приволжский и Сибирский федеральный округа. Анализ структуры коррупционной преступности в целом показывает, что снижение более существенно. Непосредственно должностных преступлений стало меньше на треть (сокращение до 12,2 тысячи эпизодов), из них 1,7 тысячи случаев приходится на преступления, совершенные в крупном или особо крупном размере.
Вручать чиновникам-коррупционерам госнаграды?
Сократилось на 17 процентов количество преступлений против интересов службы в коммерческом секторе, численность зафиксированных фактов коммерческого подкупа снизилась почти на 28 процентов. Однако правоохранители могут похвастаться также почти 13-процентным увеличением количества обнаруженных фактов взяточничества, статистика демонстрирует рост в основном из-за фиксации мелких взяток. В случае многих коррупционных дел на этапе судебного рассмотрения обнаружились проблемы.
В прошлом году обвинительные приговоры были вынесены по делам более 12,1 тысячи разных коррупционеров. С предъявленным обвинениями согласились более половины задержанных, на сделку со следствием пошли 286 уличенных коррупционеров. Оправдали в суде 163 подсудимых, штрафом отделались 516 обвиненных, в отношении 780 коррупционеров дела прекращены. Примечательно, что конфискация имущества применялась только к 1,5 тысячи задержанных.
Среди осужденных оказалось 870 чиновников разного ранга и 1,3 тысячи правоохранителей. Неблагосклонной Фемида была к 315 муниципальным главам, 12 и 96 депутатом соответственно региональным и муниципальным. Кроме того, в неприятной ситуации оказались 108 коррупционеров из числа следователей, 66 таможенников, 19 прокуроров, 13 сотрудников ФСБ и 4 судей. Впервые за коррупцию осужден федеральный министр Алексей Улюкаев, генерал ФСО Геннадий Лопырев и экс глава ФСИН Александр Реймер. Последний получил 8 лет колонии за мошенничество в процессе закупки электронных браслетов.
В рамках контроля соответствия расходов чиновников их официальным доходам суд удовлетворил 24 иска прокуроров на общую сумму более 224 миллиона рублей. В основном прокуроры обращали внимание на федеральных госслужащих. В доход государства в итоге удалось обратить 20 имущественных объектов (транспорт и объекты недвижимости) стоимостью 134,8 миллиона рублей.
В конце января в Москве состоялся круглый стол на тему «Уголовные риски чиновников». На мероприятии заместитель председателя антикоррупционного комитета Госдумы Анатолий Выборный среди прочего заявил, что борьба с коррупцией «нередко наносит больше вреда, чем пользы» и больше напоминает чистку, а не правосудие. Участники мероприятия согласились с утверждением о том, что образ чиновника по-прежнему вызывает у населения негатив, а обвинительный приговор воспринимается позитивно.
По мнению Александра Сухаренко, создается впечатление, что чиновники и депутаты предлагают вместо наказания поощрять проворовавшихся госслужащих наградами за самоотверженный труд или вовсе заносить в Красную книгу, как исчезающий вид. Эксперт объясняет, что подобный подход, очевидно, нельзя считать серьезным. Вместе с тем настоящая борьба с коррупцией не должна подменяться кампанейщиной и громкими разговорами, чтобы в конце превратиться в полную профанацию.