Перспективы развития ситуации в России после президентских выборов комментируют эксперты. По словам обозревателей, растущую неустойчивость авторитарного режима покажет явка на выборах. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Доминик Моизи в своей публикации для французского издания Les Echos пишет, что нет никаких сомнений в предстоящем переизбрании действующего российского президента на выборах 18 марта. Настоящим испытанием для Кремля может стать явка избирателей. С высокой долей вероятности явка граждан на избирательные участки окажется низкой, что отразит растущую постепенно неустойчивость сформированного в стране авторитарного режима.
В свое время Жан-Поль Сартр писал, что отказ от выбора также является выбором. Для миллионов современных россиян соответственно голосованием станет отказ от голосования. Обозреватель отмечает, что на недавней встрече в Восточной Европе ему удалось пообщаться со многими россиянами, которые рассказали, что на предстоящие президентские выборы 18 марта не намерены идти.
Очевидно, что результат волеизъявления нежелание многих граждан посещать избирательные участки не изменит. С другой стороны, лишение Навального возможности участвовать в выборах обозреватель рассматривает как неожиданный подарок российской власти единственному харизматичному оппозиционеру. Всех россиян, которые не пришли на выборы, оппозиционер сможет назвать своими сторонниками.
За месяц до выборов сомнения, связанные с высокой явкой, отражают не только тревогу из-за результатов голосования. Волеизъявление может продемонстрировать также состояние страны и отношение населения к легитимности президента, который на протяжении 18 лет руководит государством.
Предстоящие выборы могут показать, что в России на самом деле не все так хорошо, как утверждает власть. Знамена военных успехов в Сирии и стратегических достижений России могут скрывать трещины и пробелы. Провал международных переговоров по Сирии в Сочи в очередной раз доказывает, что военные успехи Москве трудно перевести в дипломатическую плоскость.
Ждать ли реформирования России после выборов?
Безусловно, на выборах действующий президент станет победителем, но позиции его могут на практике оказаться более слабыми, чем выглядит со стороны. Некоторые близкие советники российского президента утверждают, что 4 мандат он намерен использовать для глубокого реформирования страны, чтобы остаться в истории последователем царя-модернизатора Петра Великого. Лоббисты интересов России на Западе убеждают европейских политиков в том, что после переизбрания Путин назначит премьер-министром реформатора, нацеленного на подготовку государства к жизни без экспорта ископаемых энергоресурсов.
Вполне возможно, что след в истории сейчас является приоритетом для российского лидера. Однако эту цель не ставят перед собой большинство миллиардеров из близкого окружения главы государства. С возможным сокращением своих огромных доходов приближенные к власти предприниматели вряд ли станут мирится. Сложно избавиться от коррупции в стране, где авторитарная власть руководит государством, используя именно коррупционные механизмы.
Несмотря на ряд серьезных отличий, современную Россию обозреватель называет похожей на СССР времен конца своего существования. Как и в советские времена, в нынешней России стратегические амбиции резко контрастируют со слабой экономикой. По словам Доминика Моизи, в своем выступлении перед студентами МГИМО и будущими дипломатами, в 1981 году он рассказал, что демократия позволяет государствам меняться мирным путем, с помощью выборов. Аудитория встретила выступление французского гостя молчанием и одобрительными взглядами, что сам Моизи воспринял как свидетельство предстоящего краха режима, в который не верит его собственная элита.
Следует помнить, что между 1980-ми годами и концом 2010-х мало общего, сильно отличаются Путин и Горбачев. Нынешний российский лидер ведет себя как полная противоположность Горбачева – без какого-либо намека на гуманистическую слабость и идеологические иллюзии. Существующий в нынешней России средний класс может ездить за границу, высший класс в силу материализма и страсти к потреблению держится за ценности капитализма.
В любом случае на сегодняшний день режим не готов рухнуть, хотя очень прочным его назвать сложно. Осознавая собственную уязвимость, действующее руководство ведет себя подчеркнуто хвастливо. Агрессивная внешняя политика современной России также отражает уязвимость страны, нуждающейся во внешних врагах и готовой на все, чтобы их получить.
Для достижения желаемого эффекта российский президент умело разыгрывает карту величия российской нации. Политики в европейских странах из-за интеллектуальной лени, рассуждая о необходимости сдерживания России, чаще всего недостаточно принимают во внимание этот факт. Обозреватель отмечает, что при формировании внешней политики европейских стран очень важно не угодить в ловушку, расставленную Москвой.
Крайне опасной тактикой журналист считает совмещение воинственной риторики и слабой политики. Намного более рационально принимать жесткие меры, которые сопровождаются сдержанной риторикой. В то же время ослабление власти можно наблюдать не только в демократических странах, но и в государствах с авторитарными режимами. В Иране, Турции и России эта тенденция проявляется.