Излишне оптимистичные данные о падении смертности в России профильные специалисты называют странными. По мнению экспертов, объективные причины для демографического прорыва, о котором говорил президент, отсутствуют. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Александр Желенин в своей публикации пишет, что в выступлении перед Федеральным посланием за несколько дней до выборов президент Путин фактически рассказывал об успехах своей политики. Одним из успехов он назвал прорыв в демографии. Глава государства сообщил, что в предыдущие годы «за счет активной поддержки семьи, материнства и детства» руководство страны сумело переломить негативные демографические тенденции – удалось добиться роста рождаемости и снижения смертности.
По словам обозревателя, официальная российская статистика уже не первый год рисует довольно удручающую картину демографических процессов. После незначительного (на уровне статистической погрешности) естественного прироста населения в 2013, 2014 и 2015 году, убыль населения в 2016 году возобновилась. Рождаемость в России сокращается на протяжении 3 лет подряд.
В 2015 году по сравнению с предыдущим годом рождаемость снизилась на 3200 младенцев, в 2016 году произошел настоящий обвал – число родившихся детей сократилось более чем на 55 тысяч. В прошлом году (по сравнению с 2016 годом) количество родившихся детей сократилось почти на 200 тысяч, общая убыль населения за год составила 134,4 тысячи человек.
В абсолютных цифрах, публикуемых Росстатом, можно увидеть неприятную картину. В 2014 году родилось 1,947 миллиона детей, что стало абсолютным рекордом с 1991 года, но меньше самых низких показателей последнего советского десятилетия. В последнюю советскую десятилетку рождаемость колебалась в районе 2-2,5 миллиона человек. С 1992 года и на протяжении последующих 20 лет в России идет постоянная убыль населения, она колеблется в диапазоне от 200 тысяч до почти одного миллиона человек в 2000 году.
За 20 лет естественная убыль в сумме составила более 13 миллионов человек. Потери частично компенсировались интенсивным миграционным приростом за счет приезжих, в основном из республик бывшего СССР. В результате численность населения в России в 2012 году составила 143 миллиона человек, хотя в РСФСР накануне распада Страны Советов проживали 148 миллионов человек. Без миграционного прироста численность населения на сегодняшний день составляла бы 130 миллионов человек (или 133 миллиона, если учитывать аннексированный Крым).
Затем на протяжении 3 лет фиксировался незначительный прирост численности населения. В 2014 году число россиян увеличилось на 33,7 тысячи человек. В 2015 году наметилось возобновление негативных тенденций – в этом году родились 1,944 миллиона детей, что лишь на 3,2 тысячи меньше, чем в предыдущем году. В дальнейшем начался обвал в деторождении. В то же время, демографическую ситуацию следует рассматривать также с точки зрения динамики смертности.
Снижение показателей смертности удивляет экспертов.
Сокращение показателей смертности в России Желенин называет фантастическим. В 2015 году в России умерло 1,911 миллиона человек, что на 2,2 тысячи смертей меньше, чем в предыдущем году. В 2016 году количество умерших снизилось до 1,891 миллиона человек (на 20,4 тысячи человек меньше, чем годом ранее). В прошлом году умерли 1,824 миллион жителей России, что почти на 67 тысяч меньше, чем в 2016 году.
Учитывая скорость и масштабы сокращения смертности в России, вполне возможно, что скоро россияне вообще перестанут умирать. Однако более детальное рассмотрение ситуации позволяет увидеть несколько неприятных моментов. В своем выступлении президент Путин среди прочего заявил, что в последние годы темпы роста средней продолжительности жизни в России одни из самых высоких в мире.
Глава государства отметил, что к концу следующего десятилетия Россия должна стать частью клуба стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает показатель 80 лет. Желенин объясняет, что смущает его в обещании президента фраза «к концу следующего десятилетия». Вряд ли строить прогнозы на столь длительный промежуток времени целесообразно.
Специалисты по демографии могут определять будущие тенденции, учитывая устойчивые социально-экономические и демографические процессы современности. В российском случае актуальные процессы не настраивают на оптимистичный лад. Даже сокращение смертности за год в разы в российских условиях вызывает вопросы, поскольку рождаемость и смертность в определенной степени взаимосвязаны.
На фоне серьезного падения уровня жизни, как правило, снижается рождаемость и возрастает смертность – показатели выражают социальное неблагополучие и растущую тревогу в обществе. Блестящая работа российского правительства причиной снижения показателей смертности не является. Смертность может сокращаться на фоне существенного и длительного роста уровня жизни и доходов населения, повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи, а также сокращения потребления алкоголя и табака.
Ни по одному из указанных факторов ситуация в современной России не улучшается, поэтому никаких объективных причин сокращения смертности нет. Специалисты-демографы уже не первый день говорят, что благополучные цифры снижения смертности в России выглядят странными. Судя по всему, претензии следует предъявлять не к Росстату, а к организациям, ведущим регистрацию фактов смерти. Желенин предполагает, что если статистика станет более реалистичной, общие показатели демографической ситуации станут намного более удручающими, чем сейчас.