Задержание Владимира Рубана активно обсуждается в украинской экспертной среде. Бывшие силовики прокомментировали некоторые неоднозначные моменты ситуации. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Руководителя центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимира Рубана сотрудники СБУ задержали 8 марта на КПВВ «Майорск». По словам силовиков, задержанный пытался перевести через линию разграничения на подконтрольную Киеву территорию внушительный арсенал оружия для последующего совершения кровавых терактов в столице. В версии СБУ эксперты обнаружили ряд странностей.
В феврале прошлого года, после визита Рубана и нардепа Надежды Савченко в Донецк и Макеевку, руководителю «Офицерского корпуса» запретили пересекать линию разграничения. 8 марта текущего года Рубана задержали на КПВВ за рулем фургона, в котором среди мебели были спрятаны автоматы, пистолеты, мины, гранатометы, минометы, гранаты и патроны. В грузовике было все необходимое для организации госпереворота в небольшом государстве.
В СБУ предполагают, что оружие Рубан планировал использовать для совершения преступлений. Представители спецслужбы рассказали, что за деятельностью Рубана наблюдали несколько месяцев, а уровень террористической угрозы для украинцев был «самым значительным за время независимости государства».
Учитывая масштабы, о которых говорят в спецслужбе, можно предположить, что самостоятельно реализовать настолько масштабные теракты Рубан просто физически не сумел бы. Это значит, что речь идет о целой группе или даже сети подготовленных террористов, действующих в украинском тылу. Глава СБУ Василий Грицак не отрицает, что действовала целая сеть, что подтверждено доказательствами. Однако на скамье подсудимых Рубан пока сидит в гордом одиночестве.
Бывший начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк объясняет, что пока нет обвинительного приговора суда о совершении конкретным лицом незаконного перемещения оружия, боеприпасов или подготовки терактов, недопустимо говорить об этом. В случае с Рубаном заявление по этому делу сделал даже президент Порошенко. Вовк подчеркивает, что все сомнения должны трактоваться в пользу человека, которого подозревают в совершении преступления.
Неоднозначных моментов в деле Рубана много.
Кроме того, у некоторых экспертов возникают сомнения в том, что в украинском тылу могла появиться серьезная террористическая сеть. Аналитики указывают на то, что с момента начала конфликта на Донбассе лидеры сепаратистских организаций или объединений на подконтрольной Киеву части Украины ударились в бега или находятся под пристальным вниманием СБУ.
Бывший глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж напоминает, что сам Рубан находился в полном контакте с СБУ и под контролем спецслужбы. Поэтому обвинения по делу главы «Офицерского корпуса» он называет сомнительными. Маломуж подчеркивает, что для обвинений нужны конкретные факты и понимание того, мог ли исполнитель совершить предполагаемые действия. Кроме того, по мнению Маломужа, представители спецслужбы могли публично заявлять о причастности Рубана к конкретному преступлению лишь при наличии четких доказательств и информации об организаторах и исполнителях.
Неоднозначной выглядит также сама мысль о пересечении Рубаном линии разграничения в грузовике, наполненном оружием. Примечательно, что автомобиль ехал через блокпосты, что увеличивало риск обнаружения. При желании подобный арсенал злоумышленники могли собрать на подконтрольной Киеву территории. Сомнительной уместность перемещения такого количества оружия через блокпосты называет глава Украинской ассоциации собственников оружия Григорий Учайкин.
Он объясняет, что на прошлой неделе гранаты взрывались в Киеве, гранатомет был использован для обстрела столичного ресторана. То есть, подобного вооружения на украинской территории более чем достаточно и завезли его явно не в последнее время, а уже давно. С гранатометами, по утверждению Учайкина, точно проблем нет. Кроме того Рубан является личностью известной в информационном пространстве, что увеличивает риск и снижает целесообразность перевоза оружия через блокпосты на линии разграничения.
Не исключено, что Владимир Рубан наперед был уверен в том, что через блокпосты ему удастся пройти без лишних проблем. На суде при избрании меры пресечения подозреваемый заявил, что перевозил мебель по просьбе офицера с позывным «Кедр» (настоящее имя – Павел Балов, майор 8-го отдельного полка спецназа ВСУ). По словам Рубана, «Кедр» якобы гарантировал ему беспрепятственное пересечение линии разграничения, но в реальности на КПВВ возникли трудности.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, некоторые журналисты предполагают, что эпизод с задержанием грузовика на КПВВ является подтверждением борьбы между СБУ и военными за контроль над контрабандными потоками оружия через линию разграничения. Поэтому некоторые эксперты не исключают, что Рубана могли подставить (например, СБУ), чтобы через известного переговорщика бросить тень на военных.
По словам Николая Маломужа, предварительные данные указывают на то, Рубан был связан с представителями спецслужб, возможно, с Минобороны. Бывший глава Службы внешней разведки называет Рубана удобной фигурой для разработки озвученной в СБУ версии. Бывший сотрудник СБУ Иван Ступак напоминает, что в 2015 году Рубан был помощником Игоря Коломойского и Геннадия Корбана. Он предполагает, что дальнейшее раскрытие всех обстоятельств поставки оружия будет идти в сторону бывшего владельца ПриватБанка.