От западных санкций больше всего пострадали российские госкомпании «Роснефть» и «Газпром нефть». Почти незаметное сейчас влияние, по утверждению экспертов, в будущем приведет к существенному снижению объемов добычи нефти. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-би-си.
В докладе Энергетического центра «Сколково» говорится, что больше всего пострадают от западных санкций, введенных против России, госкомпании «Роснефть» и «Газпром нефть». В настоящее время воздействие ограничений почти незаметно, но в будущем показатели добычи существенно снизятся из-за недостатка технологий. Соответственно будут увеличиваться потери бюджета.
Западные санкции вводят запрет на крупные инвестиции в российские проекты по добыче полезных ископаемых. Также среди ограничений запрет передачи технологий для разведки и добычи российской нефти на арктическом шельфе, глубоководье или в сланцевых месторождениях.
В своем докладе о перспективах нефтедобычи эксперты Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» напоминают, что все крупные месторождения российской нефти с запасами более 200 миллионов тонн попадают под западные финансовые санкции. Еще несколько довольно перспективных проектов попадают под ограничения, запрещающие западным компаниям поставлять в Россию оборудование для добычи нефти.
Разработкой большинства месторождений, где возникли трудности, занимаются компании «Роснефть» и «Газпром нефть». На запросы журналистов, обратившихся в указанные компании за комментариями, предприятия не ответили. Аналитики тем временем отмечают, что на данный момент к санкционному режиму российские компании адаптировались.
Пока российским предприятиям удается сохранять добычу на прежнем уровне, крупные вложения прошлых лет позволили даже нарастить объемы производства. Также увеличению показателей добычи способствовала девальвация рубля и крупные налоговые льготы. Руководитель Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова утверждает, что удовлетворительное состояние нефтяного бизнеса в России может быть обманчивым.
Эксперт объясняет, что основной месседж доклада заключается в том, что незначительный эффект санкций не должен создавать иллюзию отсутствия проблем. По словам аналитика, причины для беспокойства на самом деле существуют. Проведенные расчеты показывают, что выпадающие доходы российского бюджета из-за сокращения показателей добычи под влиянием санкций в 2025 году составят 150 миллиардов рублей. Потери от снижения нефтяных доходов к 2030 году увеличатся до 270 миллиардов рублей, что составляет 10 процентов поступлений от экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых в 2016 году.
Митрова отмечает, что санкции редко влияют на текущий день. Как правило, они влияют на завтрашний день и нередко отбирают день послезавтрашний. Аналитик напоминает, что в советские времена популярной была формулировка «кольцо анаконды», которой описывали явления, постепенно отбирающие будущее.
Российскую нефтяную отрасль ждут нелегкие времена.
На первый взгляд кажется, что российская нефтедобыча адаптировалась к санкционному влиянию. За временной промежуток с 2012 по 2016 год объем добычи увеличился на 6 процентов, до показателя 548 миллионов тонн в год. Благодаря вложениям, сделанным до ввода санкций, в 2014-2017 годах запущено более десятка новых месторождений, которые обеспечили прирост добычи на 25 миллионов тонн нефти. Примечательно, что более двух третей прироста приходится на «Роснефть» и «Газпром нефть».
Увеличение объемов производства стало возможным за счет ввода новых месторождений. Дополнительным фактором выступила девальвация рубля, снизившая затраты российских нефтедобывающих компаний в долларовом эквиваленте. Спад цен на нефть в большей степени негативно сказался на бюджете, чем на финансовом состоянии компаний, что объясняется спецификой российской налоговой системы.
Однако сейчас разработка большинства действующих месторождений идет на спад. По словам экспертов «Сколково», бизнесу следует задуматься о способах, которые помогут хотя бы поддерживать производство на прежнем уровне. Теоретически спад добычи можно компенсировать за счет разработки нетрадиционных запасов на суше и морских месторождений, но шельфовые проекты чаще всего развиваются с участием иностранных компаний.
После введения ограничительных мер развитие шельфовых проектов фактически заморожено. Из-за необходимости соблюдать санкции американцы из ExxonMobil вынужденно вышли из совместных проектов с «Роснефтью» в Карском море, на Туапсинском прогибе и в Черном море. Санкции влияют также на разработку сланцевых месторождений – в Россию запрещено поставлять оборудование, которое применяется для гидроразрыва пласта при добыче нефти этого вида.
Сейчас в распоряжении россиян есть около 80 комплексов (флотов) для проведения таких работ, из них только 3 процента отечественных. С 2014 года, когда введены санкции, в России не выпущен ни один флот для гидроразрыва пласта. Имеющееся оборудование устаревает и требует замены. Нехватка технологий может оказать негативное влияние также на действующие традиционные месторождения.
В долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют снижение нефтедобычи. Суммарная добыча энергоносителя в России при сохранении теперешних условий (по базовому сценарию) начнет снижаться в 2021 году. При усилении санкций и снижение стоимости нефти до 40 долларов за единицу поставки объем производства начнет снижаться уже в 2019 году. Базовый сценарий предусматривает снижение показателей добычи с 580 миллионов тонн на пике производства до 540 миллионов тонн к 2025 году. Усиление санкций приведет к снижению показателей добычи до 505 миллионов тонн к 2025 году.