Фиксируемый в России демографический кризис и его причины оценил Андрей Илларионов. Снижение показателей рождаемости он называет следствием неоднозначной внешней политики Москвы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Президент Института экономического анализа, старший сотрудник Института Катона и бывший советник российского президента Андрей Илларионов в своей публикации пишет, что в Послании Федеральному собранию хозяин Кремля обратил внимание на противоположные тенденции в динамике рождаемости. Глава государства отметил, что в предыдущие годы властям удавалось добиваться роста рождаемости, но сейчас фиксируется снижение.
По информации Росстата, за 2017 год в России появилось на свет на 203 тысячи (10,7 процента) младенцев меньше, чем в предыдущем году. В январе нынешнего года показатели рождаемости продолжили снижение, естественная убыль населения составила 30,6 тысячи человек за месяц. При сохранении существующих тенденций в дальнейшем естественная убыль населения за весь текущий год может превысить показатель 360 тысяч человек. Последний раз сопоставимые цифры убыли фиксировались в России в начале 1990-х годов.
Сокращение количества граждан президент объясняет унаследованными после Второй мировой войны демографическими волнами и усугублением социально-экономического кризиса в начале 1990-х годов. Официальная статистика гипотезу о наличии взаимосвязи практически не подтверждает – сокращение количества потенциальных матерей настолько значимое падение численности рожденных детей не объясняет. Более того, количество женщин детородного возраста начало снижаться еще в 2003 году и сокращается на протяжении 14 лет подряд.
Падение показателей рождаемости, которое началось бы в 2003-2004 годах, могло служить подтверждением правдивости версии, озвученной президентом. Однако поначалу рождаемость не падала, а даже увеличивалась. Из-за роста почти в 1,5 раза коэффициента фертильности в 2014 году меньшее количество потенциальных матерей смогло родить больше детей. В прошлом году количество женщин детородного возраста продолжило уменьшаться (на 0,9 процента), а число рожденных детей снизилось на рекордную величину – 10,7 процента, коэффициент фертильности сократился на катастрофические 10 процентов.
Илларионов отмечает, что менее 10 процентов от общего снижения количества детей (около 20 тысяч младенцев), рожденных в прошлом году по сравнению с предыдущим годом, действительно можно объяснить демографической волной и сокращением численности потенциальных матерей. Основная часть снижения количества рождений (около 180 тысяч младенцев) объясняется влиянием поведенческого фактора.
Ключевую роль сыграло резкое падение коэффициента фертильности, рост которого с 2003 по 2014 год не только компенсировал снижение численности потенциальных матерей, но и обеспечивал существенный прирост рождаемости. Это значит, что причины прошлогоднего снижения рождаемости следует искать в событиях, заставивших российских женщин изменить свое репродуктивное поведение. Каждый из профильных специалистов находит обнаруженной тенденции свое объяснение:
- профессор ВШЭ Сергей Захаров отмечает, что меры по стимулированию рождаемости, предпринятые властями, постепенно исчерпали эффект;
- демограф Алексей Ракша предполагает, что эффект может объясняться решениями властей. В декабре 2015 года чиновники объявили продлении на 2 года программы материнского капитала, многие женщины до января 2017 года успели родить, некоторые другие применяют практику откладывания рождений.
Важной частью определения причин кризиса рождаемости Илларионов называет поиск переломного момента в динамике коэффициента фертильности (переход от роста к падению). Для удобства график коэффициента нужно сместить на 9 месяцев назад, чтобы точнее увидеть период, когда сотни тысяч российских женщин приняли решение отказаться от рождения детей.
Таким периодом выступает временной промежуток с августа по декабрь 2015 года. С января 2016 года коэффициент начинает снижаться и к марту прошлого года падает на 10 процентов за год. Очевидно, что одной из самых важных причин стал социально-экономический кризис. Несмотря на относительно небольшую глубину кризиса в экономике, социальный кризис оказался сопоставимым с началом 1990-х годов. Основные показатели, иллюстрирующие уровень потребления населения (потребительские расходы и розничный оборот) лишь за 2015 год снизились соответственно на 10,4 и 12,6 процента. В конце 2017 года показатели по-прежнему на 10-12 процентов ниже максимума (период весны-осени 2014 года).
Социальный кризис, видимо, сильно потряс российское общество и оказал решающее воздействие на смену репродуктивного поведения сотен тысяч российских женщин. Вероятно, социальную катастрофу 2014-2016 годов усугубила агрессивная внешняя политика Кремля, проводимая с февраля 2014 года, начиная с аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе. Также среди событий этого периода начало российской военной кампании в Сирии, уничтожение российского штурмовика в Турции, теракт против пассажирского самолета над Синаем и рост глобальной конфронтации с Западом.
По утверждению эксперта, именно действия российских властей (ошибки в демографической политике, глубокий социальный кризис, агрессия за пределами страны) оказались главными причинами того, что российские женщины с 2015-2016 годов массово воздерживаются от рождения детей. Илларионов утверждает, что не менее 180 тысяч не родившихся российских детей в прошлом году стали демографической платой за «геополитические успехи» Кремля – «присоединение» Крыма, разграбленный Донбасс и разбомбленный Алеппо.