Новые американские санкции против России, введенные 6 апреля, имеют серьезное и более болезненное для российских олигархов отличие, отметила Deutsche Welle.
Если выражаться военным языком, то новые санкции можно разделить на три группы – предупредительные, заградительные и на поражение. Предупредительные меры направлены против политиков и чиновников и «носят скорее символический характер» – они лишь ограничивают их в зарубежных поездках и приобретениях.
Заградительные санкции действуют против в первую очередь крупнейших государственных компаний – ВТБ, Газпромбанк, «Газпром бурение» и др., а также их топ-менеджеров. Это уже более серьезные меры, которые «могут помешать развитию их бизнеса за рубежом».
Санкции на поражение – это принципиально новое в штрафных мерах Вашингтона. Это удар по частным российским компаниям, что раньше США не применяли. Самым ярким примером является бизнес-империя Олега Дерипаски, которую ждет борьба за выживание. В «черном списке» оказалось 8 подконтрольных ему компаний – такие киты российской промышленности, как «Базовый элемент» и En+ Group, «Русал», «Русские машины», «Группа ГАЗ», «Евросибэнерго» и пр. Многие из этих компаний являются ключевыми – в алюминиевой промышленности, цветной металлургии, машино- и автомобилестроении, энергетике и т.д. Например, «Базовый элемент», как сказано на его сайте, прямо или косвенно затрагивает 15 процентов населения России, а непосредственно в его структурах в 40 регионах РФ работает свыше 150 тысяч человек.
сс
Рынок моментально отреагировал на включение Дерипаски в «апрельский список» – так, 6 апреля всего за три часа на биржах Москвы, Лондона и Гонконга его холдинг En+ Group потерял пятую часть своей капитализации. А дальше будет еще хуже, ведь на En+ Group висит 12 млрд. долларов долгов, а международные финансовые рынки оказались теперь закрыты для российского холдинга, так что с обслуживанием долга у Дерипаски возникнут очень большие проблемы.
Санкции вынуждают иностранных владельцев акций в компаниях Дерипаски продать ценные бумаги в кратчайшие сроки. И это относится не только к гражданам и компаниям США. Например, швейцарский сырьевой трейдер Glencore имеет 8,75 процента акций в «Русале». Glencore не находится под американской юрисдикцией, но имеет большие интересы в США, поэтому ему грозит попадание под так называемые вторичные санкции в США.
Чтобы рассчитаться по кредитам, компаниям Дерипаски, вероятно, придется обращаться к российским властям и госбанкам. Сможет ли Кремль в условиях продолжающейся стагнации российской экономики помочь своему ближнему окружению?
Чем новые антироссийские санкции США отличаются от прежних
Автор: Александр Дынниченко
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.