В Кремле заявили, что новые антироссийские санкции американского Минфина не останутся без ответа. Эксперты размышляют над тем, как Москва может ответить на введение новых ограничений, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В понедельник российский фондовый рынок обрушился на фоне введения давно анонсированных санкций Вашингтона против высокопоставленных российских чиновников, предпринимателей и подконтрольных им компаний. Расширение списка ограничений почти совпало с химической атакой в пригороде Дамаска Думе. Ответственность за произошедшее президент США Дональд Трамп и его французский коллега Эммануэль Макрон возложили на сирийского диктатора Башара Асада и президента России, который является союзником сирийского лидера.
Практически одновременно с указанными событиями по данным российского Минобороны, в ночь с воскресенья на понедельник израильская авиация нанесла ракетный удар по сирийской правительственной базе Т-4. На этой базе, по утверждению журналистов израильской прессы, находятся иранские беспилотники. В Москве сообщают, что 5 из 8 выпущенных ракет сирийские ПВО сумели уничтожить, остальные снаряды достигли цели. По некоторым данным в результате атаки на базе погибли 14 человек, включая военных из Ирана.
На сообщение об очередной химической атаке в Сирии президент Трамп отреагировал молниеносно. Он пообещал, что виновные в трагедии «заплатят высокую цену». Трамп уже успел доказать, что в подобных ситуациях он слов на ветер не бросает. Высокопоставленные американские чиновники обещали, что удар США по сирийским правительственным силам и их союзникам последует после подтверждения факта применения войсками Асада химического оружия. Сирийские правозащитники обвинили в применении химического оружия режим Асада и «покрывающую» диктатора Москву.
Учитывая специфику создавшейся ситуации, следует ожидать нового витка экономических санкций против России (отдельно за Сирию) и более интенсивного военного противостояния Москвы и Вашингтона. Традиционно Россия реагирует на санкции «зеркальными» мерами. Сейчас, похоже, возможности российского руководства в экономической войне против США почти исчерпаны. Эксперты прогнозируют, как Москва может отреагировать на введенные и будущие санкции со стороны Вашингтона и насколько эффективными могут быть ответные меры.
Вице-президент фонда Центр политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что у современной России нет экономических рычагов давления на другие страны, которыми обладает Вашингтон. Раньше российское руководство выгнало из страны американские некоммерческие организации, которые работали с российскими организациями гражданского общества, дипломатический состав также урезан. Продовольственные контрсанкции против Европы Москва применила еще в 2014-2015 годах.
На сегодняшний день Россия может ответить на новые ограничения, к примеру, отказом от поставки ракетных двигателей для НАСА, но в результате пострадает не только американская космическая программа. Решение станет болезненным также для российской космической промышленности, которая лишится важного рынка сбыта. По словам эксперта, после предположительного сворачивания международной программы сотрудничества в космической области российская космическая программа полностью «повиснет на отечественном бюджете, находящемся не в лучшем состоянии». За прекращение сотрудничества с США россиян поблагодарят другие производители ракетных двигателей.
Москва может перестать закупать американские гражданские самолеты, но тогда «взвоют российские авиакомпании». Политолог напоминает, что Россия сейчас необходимое количество гражданских самолетов не производит. Таким образом, все перечисленные меры воздействия на американцев в экономической сфере можно сравнить выстрелом в собственную ногу назло врагу. Именно поэтому российские власти взяли тайм-аут и пытаются найти варианты ответа.
Профессор ВШЭ Николай Петров утверждает, что с одной стороны Россия не может не ответить на новый виток санкций. С другой стороны, у Москвы в данном случае нет вариантов симметричного ответа. Поэтому нужно ожидать того, что станет болезненным для американцев, но не приведет к выходу конфликта на новый уровень эскалации.
Эксперт полагает, что речь может идти о закрытии работающих в России «американских структур вроде «Голоса Америки» или Радио Свобода». Кроме того, предположительные российские контрмеры могут коснуться поставок титана для авиастроительной компании «Боинг» или программы сотрудничества в области Международной космической санкции. Вместе с тем, профессор признает, что российская сторона не может предъявить американцам «ничего аналогичного бизнес-санкциям».
Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев также считает, что симметричные контрсанкции в отношении США Россия ввести не может из-за отсутствия возможностей. Аналитик напоминает, что вес российской экономики в структуре мировой экономики примерно в 9 раз меньше вклада американцев. Российское руководство может ввести очередной запрет на ввоз импортной продукции. Вместе с тем, заморозка американских активов, в том числе нефтяных, критична для России. Николаев подчеркивает, что прямой зеркальный ответ невозможен, поскольку российская экономика не сопоставима с американской.
В то же время, как и Алексей Макаркин, Игорь Николаев обращает внимание на значительные потери российской стороны после введения моратория на поставки российских ракетных двигателей американцам или на продажу в США титана. Поэтому будущие запреты, скорее всего, будут носить символический характер и на крайности вроде продажи купленных Москвой государственных облигаций США Кремль не пойдет. Особенно неразумной продажа выглядит сейчас, когда рубль падает.